ИХ ПОРОДНИЛА ВОЛГА
Не так уж много у нас осталось техники, участвовавшей в революции и гражданской войне и ставшей памятником героических событий. Так, из кораблей этой высокой чести удостоились только «Аврора» и «Красный вымпел», установленные на вечную стоянку в Ленинграде и Владивостоке. Остальные суда, казалось бы, канули в небытие; остались лишь фотографии да отдельные детали, кое-где украшающие музейные экспозиции…
Но вот удивительный факт: еще сохранились, по крайней мере, два парохода — участника борьбы за Советскую власть на Волге. Это «Спартак» и «Володарский» — суда уникальной судьбы, семь с половиной десятилетий верно служившие Родине. Им довелось быть и речными пассажирскими лайнерами, и агитпароходами, и войсковыми транспортами, а «Спартаку» — еще и штабным кораблем Волжской военной флотилии. Сегодня «Володарский» стоит на приколе, а «Спартак» совершает свои последние рейсы. И думается, что если суда-ветераны пойдут на слом, то это будет непоправимой ошибкой. Они, несомненно, заслужили другой участи — стать музеями или мемориалами в честь трудового и ратного подвига волжских речников.
Весной 1919 года над оказавшейся в кольце фронтов молодой Советской Республикой нависла еще одна серьезная угроза — из Сибири наступали войска адмирала Колчака. Хорошо вооруженные Антантой, они брали город за городом, подошли вплотную к Казани. Восточный фронт вновь стал решающим.
Одной из важнейших сил, способных противостоять белой армии, являлась Волжская военная флотилия. Она состояла из более чем 120 судов и кораблей, имевших на вооружении 56 орудий, и была укомплектована преданными революции экипажами — опытными волжскими речниками и моряками Балтфлота. Именно они внесли огромный вклад в дело защиты Октября и по праву именуются «красой и гордостью революции».
26 апреля в Нижнем Новгороде в честь отбывающих на фронт бойцов был устроен торжественный концерт-митинг. Его организовали районный комитет коммунистов водного транспорта и районная культурно-просветительная комиссия речников. Концерт проходил на борту парохода «Спартак», вставшего у одного из дебаркадеров Сафроновской пристани. Перед матросами выступали лучшие артисты города, а также большевики-агитаторы. Сразу после завершения мероприятия город наполнился гулом многочисленных гудков — это пароходы провожали направляющиеся в Казань корабли. Первыми прибыли на фронт — уже на следующий день — две канонерки, а 2 мая из Нижнего вышла вся флотилия в полном составе.
Среди уходивших вниз по Волге судов выделялись два однотипных больших парохода — «Спартак» и «Володарский». На первом из них разместился штаб флотилии, а второе служило транспортно-десантным судном. «Спартак» внешне не производил впечатления боевого корабля. Однако этот по-граждански окрашенный и лишенный вооружения пароход в действительности являлся флагманом соединения. Командующий Волжской флотилией Смирнов в своих боевых приказах подчеркивал: «Возможно чаще по радио или иными доступными средствами освещать положение дел, посылая донесения в оперативный отдел штаба флотилии на «Спартак».
Вскоре разгорелись ожесточенные бои за Каму, Вятку и Белую. Не обошлось и без потерь: 24 мая в сражении у Святых Ключей после попадания снаряда в машинное отделение вынуждена была выброситься на берег канонерка «Терек» (новейший корабль, строившийся как минзаг для Балтфлота), захваченная позже белыми. Ее команда во главе с командиром Глазуновым пропала без вести. В том же бою погиб и теплоход «Рошаль».
И все же победоносное продвижение Красной Армии стремительно развивалось. Волжская флотилия, несмотря на поставленные противником минные заграждения, шла вверх по Каме, и уже 8 июня штабной корабль «Спартак» пришвартовался к пристани Дербежка недалеко от устья Белой. Опять жаркие бои — и 1 июля 1919 года при поддержке корабельной артиллерии красноармейские части освободили Пермь. Флотилия поставленную перед ней задачу выполнила.
Может показаться невероятным, но участники тех далеких событий — пароходы «Спартак» и «Володарский» — дожили до наших дней. Но, чтобы познакомиться с ними поближе, следует заглянуть в еще не охваченную пожаром войны Россию…
В среду 25 июня 1914 года в 2 часа дня от дебаркадера нижегородской пристани общества «Самолет» отвалил и направился в Астрахань вновь построенный пароход «Великая Княжна Ольга Николаевна», а спустя месяц вышел в Саратов его «систершип» — «Великая Княжна Татьяна Николаевна».
Каждый из этих судов, как сообщал «Нижегородский листок» того времени, был «роскошно отделанный, снабженный всеми усовершенствованиями техники и находящийся вне конкуренции по удобствам и комфорту».
Необычна история создания этих пароходов.
Учрежденное отставным капитаном 2-го ранга В. А. фон Глазенапом в 1853 году товарищество «Самолет» — третье в России по времени возникновения и первое на Волге — имело весьма благородную цель: доставить «публике и рабочему народу» скорое и дешевое сообщение между всеми городами и селами, находящимися на берегах Волги от Твери до Ярославля, и «сблизить их с только что открытой для движения железною дорогою».
С самого начала товарищество традиционно заказывало пароходы бельгийской фирме «Джон Коккериль» в городе Серен. В Бельгии их строили, в разобранном виде доставляли в Россию и здесь собирали.
Первые пароходы были очень простыми, тем не менее уже в 1856 году им было разрешено носить флаг почтовых судов, а на сиянии кожухов гребных колес иметь герб России и под ним почтовый рожок.
В 1860 году товарищество превратилось в акционерное общество и вскоре удлинило рейсы своих пароходов до Астрахани и по Оке до Елатьмы. Компании срочно требовались новые пароходы, а бельгийская фирма продолжала поставлять, как правило, однодечные (одноэтажные) суда небольших размеров.
Через короткий промежуток времени после постройки в 1885 году первого так называемого «американского» (двухдечного) парохода заводу «Джон Коккериль» были заказаны сразу четыре речных лайнера: «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев» и «Некрасов», что послужило началом новой эры общества «Самолет». По тому времени оно уже являлось солидным и весьма популярным на Волге, занимающим, кроме того, одно из первых мест в ряду лучших судоходных компаний Волги.
Но время шло. В начале второго десятилетия нашего века обострилась борьба между пароходовладельцами за прибыли. Многие предприниматели разорялись, а наиболее крупные и солидные пароходства объединялись, поглощая мелких хозяев.
В 1912 году, желая оставаться и впредь в числе ведущих пароходств России, правление общества «Самолет» решает разместить заказ на постройку двух новых пароходов в машинно-судостроительном отделе Сормовских заводов. Этот заказ оказался настолько престижным для отдела, что работа над проектом проходила очень быстро и через несколько месяцев проект был в основном готов.
В 1914 году строительство новых пароходов — самых крупных не только на Волге, но и в мире — завершилось. Роскошные «великие княжны» — «Ольга» и «Татьяна» — рассчитывались в основном на привлечение зажиточных слоев публики. Владельцы решили установить повышенные тарифы на проездные билеты за удобства в помещениях пассажиров, за шикарную отделку салона и столовой.
18 июня 1914 года «Ольга» вышла из затона на испытания, при которых проверялись паровые механизмы и силовая установка. 20 июня судно покинуло Сормово, а через два дня было «освящено».
Первый рейс «Ольги» под командованием Ф. Р. Поплавского завершился удачно. 30 июня утром пароход пришвартовался к астраханской пристани. На второй день были проведены ходовые испытания. Скорость судна — 23,25 версты в час — получила высокую оценку.
С нетерпением ожидали выхода из сормовского затона и второго парохода — «Татьяны». Он отправился в первый рейс 30 июля по завершении ходовых испытаний.
19 июля немецкий посол уведомил об объявлении Германией войны России. Вслед за этим сразу же осложнились условия работы речного флота. Началась мобилизация людей на войну, ухудшились условия плавания. Исчезали грузы на пристанях. Пошел «массовый пассажир» — инвалиды войны и нижние чины армии. Тем не менее навигации 1915-1916 годов принесли обществу «Самолет» ощутимую прибыль. Команды «Ольги» и «Татьяны» поощрялись за отличную работу. Однако осенью 1915 года выходит указ о мобилизации судовых команд. Теперь в составе экипажей на судах все чаще можно было увидеть женщин, пленных, подростков.
К осени 1916 года в России сложилась революционная ситуация, хотя она была не так ощутима плавсоставом, разобщенным на отдельные коллективы. Но во время зимовки в затонах в 1916-1917 годах велась напряженная работа по подготовке рабочих масс к революции.
И она пришла. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года свергла царя, после чего начали быстро создаваться профсоюзы, объединяющие рабочих волгарей. Консолидируются и пароходовладельцы — с целью координировать взаимоотношения между ними и судорабочими.
В апреле общество «Самолет» переименовало свои пассажирские пароходы. Так, «Великая Княжна Ольга Николаевна» получила название «Алеша Попович», «Великая Княжна Татьяна Николаевна» — «Добрыня Никитич».
Накануне Первомая «Алеша Попович» покинул место своей зимней стоянки и вышел в первый рейс до Астрахани. А двумя днями позже в первый рейс отправился и «Добрыня Никитич». На обоих пароходах находилось много пассажиров. Это были фронтовики: солдаты и офицеры, раненные на фронте. Увы, революция не приостановила войну, а та все еще продолжала приносить беды.
Во время второго рейса из Нижнего Новгорода с пароходом «Алеша Попович» произошел курьезный случай. Ночью судно отклонилось от курса, ушло далеко на затопленную весенними водами пойму реки и село на мель. Да так прочно, что не помогли и буксиры. Пассажиры и часть груза были сняты и помещены на другое судно, а «Алеша Попович» через несколько дней при спаде воды обсох. Общество «Самолет» обратилось к иностранцам за помощью по снятию парохода с суши. Но они запросили бешеные деньги. А вот из села Верхний Услон некто Т. Т. Кленков — русский мужик, мастер своего дела — подрядился снять «Алешу Поповича». И снял-таки, причем с помощью в основном женщин!
По прибытии «Алеши Поповича» в Нижний Новгород его капитаном стал Леонид Тюрин, в дальнейшем один из самых любимых студентами преподавателей Нижегородского политехникума водного транспорта имени В. М. Зайцева. В это же время чуть не сгорел у нижегородских пристаней «Добрыня Никитич». На стоящей под его кормой плавучей электростанции из-за короткого замыкания возник пожар, он мог бы перекинуться и на «Добрыню Никитича».
Во время последнего рейса при возвращении из Астрахани команда «Алеши Поповича» узнала об Октябрьской социалистической революции. Призыв «Вся власть Советам!» становится лозунгом и для речников. Саботаж пароходовладельцев ускорил национализацию флота и его передачу в ведение Советов. Волжский флот поступает под контроль рабочих, хотя управляющие пароходствами работали все еще под влиянием прежних хозяев. Но время работало на трудящихся. Речной транспорт Волги перешел «на службу социалистической революции».
В конце апреля 1918 года «Алеша Попович» выходит на линию Нижний Новгород — Астрахань. Все палубы, каюты на пароходе заполнились народом, потянувшимся на юг Волги за хлебом.
В мае было создано Главное управление водным транспортом. Но нормальной работе волжского флота помешало восстание пленных чехословаков в конце мая 1918 года. Подготовленное через свои посольства в России правительствами Антанты при помощи левых эсеров, оно положило начало гражданской войне на Волге. В июне чехословацкие и белогвардейские части захватили Самару, Симбирск и другие города Поволжья. Волга оказалась перекрытой, доставка в центр хлеба и топлива приостановилась.
Вспыхивают мятежи эсеров. В Ярославле во время мятежа у пристани находился «Добрыня Никитич», доставивший подкрепления Красной Армии. Командовал пароходом капитан Д. Д. Маматов, дворянин, вставший на сторону революции с первых ее дней. Услышав стрельбу и увидев бегущих к берегу офицеров и солдат с намерением захватить его пароход, он дал команду отойти от берега. Огонь по пароходу из винтовок и пулеметов сразил капитана. Он пал на мостике от вражеской пули. В память о нем «самолетский» товаро-пассажирский пароход «Князь Юрий Суздальский» получил название «Капитан Маматов». В конце сентября 1918 года это судно было мобилизовано и вошло в состав Волжской военной флотилии в качестве транспорта, а затем — штабного корабля Волжско-Каспийской военной флотилии.
В начале августа «Алеша Попович» был отправлен с частями Красной Армии в Казань, оттуда он возвратился в Нижний Новгород с ранеными бойцами. Здесь пароходу присвоили новое имя — «Володарский». В том же году «Добрыня Никитич» был переименован в «Карл Маркс», а в марте 1919 года — в «Спартак» (примечательно, что одновременно сменил свое название «в обратном порядке» другой волжский пароход — «Спартак», ставший «Карлом Марксом»).
Осенью 1918 года «Володарский» выполняет необычное задание революции — он становится агитпароходом, вместо пассажиров в его каютах разместились артисты и лекторы. «Володарский» вместе с другими пароходами совершал рейсы по Волге и Каме, мобилизуя население на борьбу с белогвардейцами.
Продолжалась служба «Володарского» в качестве агитпарохода и в 1919 году. Он швартовался к судам, береговым пунктам, где его агитколлектив помогал партийным и профсоюзным организациям в массовой агитационной работе, давал концерты на злободневные темы. Все это способствовало росту влияния партии большевиков. Кстати, и на самом судне в 1919 году три члена команды вступили в РКП(б).
«Спартак» после боев с колчаковцами был переведен на юг, под Царицын, где летом 1919 года разгорелись бои с войсками Деникина. Успешно закончив боевые операции на Каме, корабли Волжской военной флотилии, в том числе и штабной корабль «Спартак», вошли в Северный отряд Волжско-Каспийской военной флотилии. С появлением кораблей флотилии деникинцы, бросая технику и снаряжение, начали поспешно отступать. Вскоре был освобожден Камышин, затем красные овладели Дубовкой, которая стала базой для Северного отряда. Через несколько дней корабли отряда подошли к Царицыну, за который развернулась тяжелая борьба. Приходилось преодолевать сильно укрепленные районы. С 5 сентября части 10-й армии, 28-й дивизии и десантный отряд моряков И. Кожанова начали штурм Царицына. Для поддержки наступления корабли отряда неоднократно спускались вниз по Волге к городу и обстреливали противника из морских орудий. Но, несмотря на героизм и высокий наступательный порыв частей Красной Армии и моряков, попытки овладеть городом из-за малочисленности войск Красной Армии потерпели неудачу. Корабли Северного отряда, в том числе и «Спартак», прикрывая орудийным и пулеметным огнем отступающие части, были вынуждены временно отойти вверх по Волге.
Примечательно, что 23 года спустя «Спартаку» и «Володарскому» вновь пришлось обеспечить боевые действия Красной Армии в этом же самом месте — во время Сталинградской битвы. Правда, этому предшествовали два десятилетия мирного труда, рейсы обоих пароходов по Волге, успешное участие в стахановском движении. Но начавшаяся Великая Отечественная война вновь заставила суда «надеть военную форму».
В конце лета и осенью 1941 года «Спартак» и «Володарский» занимались эвакуацией мирного населения и работников перебаэируемых в тыл предприятий на Каму и в Приуралье, а на обратном пути доставляли на запад воинские подразделения, различные грузы. Трудными были эти рейсы. Воины (как и эвакуированные) заполняли палубы парохода до отказа. К тому же в первую военную навигацию «Володарский» использовался и в качестве буксировщика барж под «крылом», то есть когда груженная людьми и кладью баржа подчаливалась к борту парохода и таким способом доставлялась до места. Подобная практика существовала на Волге и Каме еще в годы гражданской войны, а позже, в 1942 году, из-за нехватки буксирного флота была узаконена и для пассажирских судов.
Враг на самолетах достигал Волги и сбрасывал в русло реки мины. Усложнились условия плавания — ввели светомаскировку на береговых и плавающих обстановочных знаках. Не горели сигнальные огни и на судах. Тем не менее «Володарский» успешно завершил первую военную навигацию, перевыполнив плановое задание, и осенью встал на зимний текущий ремонт. Ремонт проводила сама команда, поскольку рабочие судоремонтного завода выполняли заказы фронта. Летом 1942 года «Володарский» и «Спартак» совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700-800 женщин, детей и стариков. Только после гибели парохода «И. Сталин» 27 августа, расстрелянного с берега немецкими танками, «Володарский» стал совершать рейсы в пункты выше Сталинграда.
На пароходе развернулось соревнование «за фронтовые вахты, за фронтовой экипаж, за фронтовые рейсы», что позволило команде отлично выполнить задание по перевозкам. По завершении второй военной навигации команда «Володарского» была отмечена Почетной грамотой пароходства.
В 1944 году «Володарский» в числе 10 других пароходов переходит на хозрасчет и завершает успешно последнюю военную навигацию. Он перевез 13,5 тыс. т грузов и 9555 пассажиров. В честь Победы 9 мая 1945 года «Володарскому» был передан на вечное хранение вымпел Государственного комитета обороны и Наркомречфлота.
После войны пароходы-ветераны вновь возвращаются к мирной профессии. «Володарский» дважды — в 1954 и 1962 годах — проходит капитальные ремонты, несколько изменившие его внешний вид. Преобразился и «Спартак».
Оба парохода в последующие годы стали своего рода «артистами», часто попадая на киноэкран. Особенно преуспел на этом поприще «Володарский» — его можно увидеть в фильмах по роману А. Н. Толстого «Хождение по мукам» и пьесе М. Горького «Васса Железнова», киноленте «Жестокий романс». В них пароход показан «во весь рост» — от его отдельных помещений и салонов до паровой машины. Нередко мелькали в фильмах и надстройки «Спартака».
Подводя итоги, можно сказать: из числа плававших по Волге пароходов «Володарский» и «Спартак» были самыми крупными и быстроходными для своего времени речными лайнерами, оказавшимися к тому же и редкими долгожителями.