Пароходы | История пароходства

  • “Волга”

    Первым пароходом на Волге, выполнявшим коммерческие рейсы, был построенный в 1846 году Обществом «На Волге» буксирный пароход. «Волга» мощностью 250 л. с. Этот пароход в свой первый рейс прибыл летом 1846 года в Самару. Его наблюдали, жившие с мая 1846 года в Самаре, декабристы братья Беляевы — Александр Петрович (I803-I887) и Пётр Петрович (1805-1864), отбывшие каторгу и ссылку в Сибири, и солдатскую службу в действующей армии на Кавказе.

    До восстания декабристов братья Беляевы служили мичманами морского Гвардейского Экипажа в Петербурге и имели опыт дальних морских походов. У Беляевых возникла идея создать самарское Общество для постройки и эксплуатации волжского парохода. Эту идею поддержал прибывший на пароходе «Волга» в Самару главный инженер Общества «По Волге» голландец К.Рёнтген (или Ренхен, как его называет в своих воспоминаниях А.Беляев). Он обещал Беляевым содействие в проектировании парохода и изготовлении паровой машины.

    Беляевы быстро организовали в 1846 году в Самаре Общество по постройке и эксплуатации парохода. За короткий срок в Самаре для этого Общества были собраны 30 тыс. руб. Сверх того, Беляевы обратились к ряду своих знакомых с предложением сделать вклады в это Общество. Откликнулся помещик Симбирской губернии князь Юрий Сергеевич Хованский, с которым Беляевы познакомились ещё в Петербурге. Жена кн. Ю.С.Хованского Екатерина Петровна была родной сестрой декабриста Василия Петровича Ивашева, друга Беляевых. Кн. Ю.С.Хованский внёс в начатое дело 15 тыс. руб. Генерал Пётр Петрович Нестеров — военный начальник Владикавказского округа, с которым Беляевы познакомились на Кавказе, внёс 5 тыс. руб. Такой же вклад сделал В.В.Недоброво, приятель Беляевых ещё с детских лет, и др.

    На собранные деньги были заказаны в Роттердаме (Нидерланды) чертежи парохода и две паровых машины общей мощностью 160 л.с.

    В 1847 году чертежи парохода были получены и началось его строительство в Рыбинске Ярославской губернии, которое, однако, вскоре было перенесено в Балахну Нижегородской губернии. В 1848 году в Твери получили заказанные паровые машины и переправили их в Балахну. В конце лета 1849 года буксирный пароход спустили на воду в Балахне. Машинистом на пароход был приглашён голландец. Пароход был назван «Самара», так как в Самаре составилось Общество по его постройке и эксплуатации. Окрашен пароход был в белый цвет соответственно фамилии Беляевых, стоявших во главе Общества. А.П.Беляев вскоре отошёл от деятельности Общества, стал работать управляющим имениями крупных помещиков Оренбургской, Саратовской, Самарской губерний, а во главе самарского пароходного Общества остался П.П.Беляев, ставший и капитаном (начальником) парохода.
    Пароход «Самара» оказался четвёртым коммерческим пароходом на Волге. От Общества «По Волге» работали, кроме «Волги», вступившие в действие в 1848 году ещё два мощных для того времени 460-сильных буксирных парохода «Геркулес» и «Самсон». Мы не располагаем изображением парохода «Самара», но он был подобен пароходу «Волга».

    Первые рейсы пароход «Самара» с двумя баржами совершил в 1849 г. из Нижнего Новгорода в Пермь, а затем из Нижнего Новгорода в Астрахань и из Астрахани в Саратов, оставшись в Саратове на зимовку. В последующие годы пароход совершал регулярные рейсы между Рыбинском, Нижним Новгородом, Самарой, Казанью, Астраханью и другими городами с грузами зерна, рыбы, ярмарочных товаров и др.

    Конкуренция между буксирными пароходами на Волге в то время была ещё невелика. Пароход «Самара» работал с хорошей загрузкой и давал высокую прибыль. Дивиденды составляли от 10% до 12% в год. Через 5 лет вкладчики Общества возвратили весь затраченный капитал.

    Буксирный пароход «Самара» ходил по Волге до 1855г ода, пока весной в большую воду, недалеко от Вольска (Саратовской губернии) он не вышел из строя вследствие взрыва котла. Общество не захотело выписывать новый котёл, и пароход был продан за 2/3 его первоначальной стоимости. П.П.Беляев был приглашён пароходным Обществом «Кавказ и Меркурий» на должность агента Общества в Саратове, где он и работал до кончины в 1864 году.

    Следующий волжский пароход с названием «Самара» появился во второй половине 1850-х годов. Это был 60-сильный буксирный пароход Общества «Польза», основанного в 1854 году с управлением в Петербурге. Сколько времени ходил этот пароход неизвестно, но в конце 1860-х годах его уже не существовало.

    К сожалению, описанный выше эпизод из истории волжского судоходства, связанный с первым пароходом «Самара», оказался забытым в самарской краеведческой литературе о речном транспорте.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >