«Великая княжна Татьяна Николаевна»
30 июля 1914 года началась первая навигация парохода «Великая княжна Татьяна Николаевна», в 1917 году пароход был переименован в «Добрыню Никитича», а с 1918 –го ходил по Волге под именем «Спартак».
История жизни известных пароходов началась в 1912 году, когда волжское судоходное общество «Самолет» заказало акционерному обществу «Сормово» самые крупные не только на Волге, но и в мире и самые роскошные пароходы «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Правление общества «Самолет» внимательно следило за проектированием, архитектурой, оформлением интерьеров на новых пароходах. Для этого были специально выписаны из Москвы архитекторы и художники.
Пароходы были двухпалубные, длина корпуса судов – 91,4м, ширина – 18,3м. На главной палубе располагались каюты III и IV классов, всего на главной палубе было 122 каюты. В каждой третьеклассной каюте был установлен умывальник. На верхней палубе располагались каюты I и II классов: 26 одноместных, 30 двухместных кают, а также каюта для молодоженов. Были предусмотрены столовая и салон для пассажиров отдельно для I и II классов.
В июне 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», в июле того же года – «Великая княжна Татьяна Николаевна».
Начало навигации этих пароходов отличалось от всех других широкой рекламой в газетах, журналах, на выставках. На пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» перед первой навигацией был приглашен известный нижегородский фотохудожник Максим Дмитриев, который сделал фотографии интерьеров салонов и кают. «…пароход представляет из себя последнее слово техники и той роскоши, какая стала вводиться на теплоходах для привлечения классной публики. …в рубке I класса – от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены колонки из натурального полированного венгерского ясеня.…вся отделка выдержана в стиле Людовика XVI…» — так писали в нижегородских газетах 1914 года. На пароходе имелись парикмахерская, помещение для фотографов – любителей, ванны и др.
После Октябрьской революции и свержения царя пароходы были переименованы: «Великая княжна Ольга Николаевна» — «Алеша Попович», «Великая княжна Татьяна Николаевна» — «Добрыня Никитич», а в 1918 году, после национализации флота, они были названы — «Володарский» и «Спартак».
Оба парохода все годы советской власти были одними из лучших судов на Волге – выходили на воду каждую навигацию, перевыполняли планы в годы первых пятилеток, работали в тяжелые военные годы.
И после войны два парохода, как два брата, перевозили по Волге грузы и пассажиров. С каждым годом пассажиров было все больше и больше – интерес к старым судам не пропадал. Популярность «Володарского» не раз приводила его на киноэкран: пароход участвовал в фильмах «Хождение по мукам», «Васса», «Очарованный странник». «Спартак» участвовал под названием «Ласточка» в съемках фильма «Жестокий романс».
Долгой и интересной была судьба этих сормовских пароходов – «Володарский» был в строю до 1990 года, «Спартак» до 1991 года.
Позже, в 90-х, пароходы были проданы коммерческой фирме, под обязательство восстановить и использовать суда для перевозки пассажиров. Несколько лет они стояли под Ростовым. Для ремонта были отбуксированы на судоремонтный завод, но денег на восстановление не нашлось. Пароходы были утеряны.
В нашей памяти эти легендарные пароходы останутся на работах фотохудожников, на страницах исторических книг, их можно увидеть в кинофильмах. В экспозиции музея Волжского пароходства собраны истории жизни капитанов, работавших на этих известных судах, сохранены исторические материалы из жизни пароходов «Володарский» и «Спартак», предметы интерьеров, мебель.