«Император Николай Второй»
Когда на престол нашей страны вошел император, в Англии строилось судно для перевозки пассажиров и грузов. Владельцем пароходов, обществом РОПиТ было принято решение назвать судно в честь императора, на что им было дано позволение. Как и у самого императора, у судна будет непростая, необычная судьба.
Третьего ноября 1894 года судно оказалось в России, в одесском порту. Парусное вооружение дополнялось пароходным оборудованием. Судно имело ширину в 13,7 м, а длину почти в 119 м. На борт он мог взять почти 3,5 сотни пассажиров, не считая груза. Новинка была поставлена на лучший маршрут того времени.
Но всего лишь через три года владелец пароходов решил иначе. И на почти два года корабль был отправлен перевозить переселенцев к дальневосточным берегам, правда там он был всего лишь вспомогательным кораблем.
Когда императора Николая Второго не стало как правителя, после отречения, пароход ждала трудная судьба. Внутри висел портрет того самого правителя, его сначала прокололи, потом сорвали, потом наплевали и выбросили. А имя его тут же сменили. И по морю ходил уже «Вече».
«Император Николай Второй» существовал достаточно спокойно, и только после переименования начались странности. Собственник судна постоянно менялся, а когда Одесса оказалась под ударом банд, его по неизвестной причине отправили под воду. Было это в 1920 году, чрез пару лет быстро поднятое судно починили окончательно. И снова переименовали. На этот раз в «Ильича».
Ремонт был неполным, и пароход таскался кое-как. Около Крыма он чуть не утонул, попав в шторм, спасло 3 тыс. пассажиров только мужество и мастерство экипажа. Пару лет проковыляв, он получил вожделенный ремонт. И снова оказался на своем первом маршруте. Ремонтная эпопея продолжилась через год — уже в Лондоне. Пройдя через все этапы бюрократии, проблем с договорами и оплатой, почти героическое судно вернулось к себе на родину в одесский порт. С 1926 года там и служил.
А в 1934 его опять отправили подальше — на Дальний Восток, и оттуда он уже никогда не вернулся. Работал во Владивостоке и около камчатки. Через десять лет и такой работы уже немолодой пароход надо было снова ремонтировать. Для этого его отправили в Великобританию. Только в этот раз уже в Портленд. Там и затонул, затопленный людскими руками. Почему, кем, зачем — не известно.