Организация в Обь-Иртышском бассейне первых пароходных предприятий
(1846-1863 гг.)
Новым этапом в развитии пароходных компаний можно считать 1846 г., когда возникло первое в Обь-Иртышском бассейне предприятие, под названием «Пароходство А.Ф.Поклевского-Козелл и К0». Владельцами-компаньонами предприятия стали: А.Ф.Поклевский-Козелл и Н.Ф.Швецов. В распоряжении компании находилось два парохода: «Основа» и «Взор». В 1846 г. «Взор» совершил первый в истории сибирского пароходства рейс от Тюмени до Томска, тем самым открыв регулярное буксирное сообщение между двумя городами.
Данное пароходное предприятие распалось уже через 7 лет — в 1853 г., ввиду незначительной прибыли. Вторым объединением владельцев пароходов в Обь-Иртышском бассейне стала тюменская компания «Польза». «Тобольские губернские ведомости» за 1857 год сообщают: «Увеличение перевозимого пароходами груза было поводом учреждения в 1853 году компании пароходства (Компания состояла из сибирских купцов: Марьина, Кондинского, Хаминова и Тецкого), которая завела 3-й буксирный пароход в 100 сил, в железном судне, выписанный из Бельгии от «Коккереля и К0», собранный в Тюмени в 1854 году, заграничным механиком.» [17. – Л.68]. Владельцы-компаньоны окрестили пароход «Ермаком», вероятно, считая, что пароход, аналогично походу Ермака, станет первооткрывателем, только в отношении сибирских водных путей. Длина корпуса судна составила 5,5 м, а ширина — 5 м. Интересна судьба легендарного парохода, одного из самых первых мощных судов машинного типа. В 1856 г., по оплошности помощника капитана Обрядова, «Ермак» напоролся на собственный якорь и затонул в Иртыше. Впоследствии пароход подняли с илистого дна Иртыша, и отремонтировали в Тюмени. С начала 70-х г.г. судно принадлежало братьям Хотимским, а с 1880 г. – тобольскому Дому «М.Плотников и сыновья». В 1883 г. при невыясненных обстоятельствах пароход взорвался на Оби [13. – С.248].
В последующие годы происходит рост компаний и появление новых. В 1857 г. для тюменского предприятия «Польза» был построен пароход «Тоболяк» мощностью в 80 л.с. В 1858 г. в компанию вступил Поклевский-Козелл с пароходами «Основа» и «Иртыш» (1856 г.). Ещё через год в пароходное предприятие вошли купцы: Тюфин, Решетников, Гладышев. По инициативе Н. Тюфина «Польза» была переименована в «Опыт».
В итоге, компания «Опыт» владела следующими пароходами: «Основа», «Ермак», «Тоболяк», «Иртыш». Данные пароходы совершали регулярные рейсы от Тюмени до Томска, и обратно. «Скорость этих судов зависит от погоды и количества груза, обыкновенно же из Томска в Тюмень пароходы проходят от 18 до 20 дней, а обратно от 20 до 27…» [17. – Л.69]. Суда перевозили из Тюмени до Томска механические изделия, мануфактурные и кожевенные товары. Из Томска в Тюмень поступали чай, свинец, мёд, а также товары первой необходимости [17. – Л.69]. В 1860 г. в состав компании «Опыт» вошло судно «Союз» (80 л.с.). Этому пароходу первому суждено было подняться в верховья Иртыша, а также дойти до Обской губы. «Почти месяц продолжалось то первое плавание от Тюмени до Семипалатинска. Появление его в местах, где не видели ещё ни одного парохода вызывало бурю восторга местных жителей. Пароход вёл в буксире две баржи» [10. – С.4]. В 1858 г. была организована Обдорско-Обская компания, одним из руководителей которой стал купец и золотопромышленник из Екатеринбурга И. Рязанов. В 1859 г. он построил в Туринске пароход «Иоанн». Судно совершило первый грузовой рейс от Тюмени до Берёзова. И.Рязанов затратил на его подготовку 1,5 года и 71 тысячу рублей [22. – С.25]. 1861 г. был ознаменован созданием нового пароходного предприятия – «Комиссионерства Сибирского пароходства». Один из руководителей судоходной компании, тюменский купец I гильдии Решетников, владелец кожевенных заводов, организовал в 1862 г. пароходное сообщение по реке Тавде и её притокам — Сосьве и Лозьве [28. – С.325]. В последующие годы в Обь-Иртышском бассейне возникли следующие пароходные предприятия: «Компания купца Таля» (1864 г.), «Заря» (1869 г.), «Дружина» (1870 г.). В период с 1838-69 г.г. происходит интенсивное развитие пароходства. Об этом свидетельствуют следующие цифровые данные: в 1860 г. пароходов, совершавших рейсы по р. Обь было 12, в 1863 г. – 16, а 1870 г. – 23. Основной целью постройки этих пароходов стала перевозка грузов.
Таким образом, у истоков сибирского пароходства стояло купечество, а не чиновничий класс, которое с 1846 г. начало объединяться в первые пароходные компании. Это способствовало созданию объективных предпосылок для дальнейшей концентрации капитала в Западно-Сибирском судостроении.