ПЕРВЫЕ ТЕПЛОХОДЫ
Идея использования топлива непосредственно в машине занимала умы ученых и изобретателей, однако общий уровень развития техники первой половины XIX в. не мог обеспечить создания такой машины.
Лишь в 1880 г. русский морской офицер О. С. Костович разработал проект легкого бензинового карбюраторного двигателя внутреннего сгорания. По этому проекту был изготовлен 8-цилиндровый быстроходный клапанный двигатель для дирижабля. В 1888 г. Костович, подал заявку на получение патента, который был выдан ему лишь в 1892 г.
Австрийский инженер Даймлер в 1883 г. построил двигатель мощностью 8 л. с., однако конструкция его. была несовершенна, а в 1897 г. он же создал несколько двигателей мощностью до 16 л. с.
Малая масса, компактность и экономичность новых двигателей привлекли внимание машиностроительных заводов, судоходных компаний, конструкторов и изобретателей. Начались широкие экспериментальные и конструкторские работы.
В 1892 г. немецкий инженер Р. Дизель запатентовал двигатель для работы на пылевидном угольном топливе, а через пять лет построил свой опытный дизель-мотор. Крупный российский нефтепромышленник и судовладелец Э. Л. Нобель приобрел привилегию на производство таких моторов на своем заводе в Петербурге (ныне завод «Русский дизель»), хотя двигатель требовал доработки конструкции. Разрешение на производство дизель-моторов Нобель передал и другим заводам: Коломенскому, Николаевскому и Нижегородскому (ныне «Двигатель Революции»).
Развернулись интенсивные работы по совершенствованию двигателя Дизеля. Инженеры завода «Л. Нобель» в 1898 г. создали первые двигатели сложного компрессорного типа, способные работать не на керосине, а на сырой нефти. В том же 1898 г. студент Петербургского технологического института Г. В. Тринклер (впоследствии профессор Горьковского института инженеров водного транспорта), крупный ученый, много сделавший для совершенствования двигателей внутреннего сгорания, спроектировал и получил патент на бескомпрессорный двигатель. Такой двигатель мощностью 10 л. с. был построен в 1901 г. на Путиловском заводе и испытан на полной мощности.
На судне установка двигателя внутреннего сгорания многим казалась недопустимой из-за большой массы (двигатели постройки 1902 г. имели массу около 150 кг на 1 л. с.), отсутствия реверса, огнеопасности, главное же опасение заключалось в предполагаемой чрезмерной вибрации корпуса, грозящей его разрушением. Однако важность использования в судоходстве такого двигателя не подлежала сомнению. Чтобы на опыте убедиться в его преимуществах, «Товарищество Бр. Нобель» заказало Сормовскому заводу три металлические баржи «Вандал», «Сармат» и «Скиф» длиной 74,5 м, шириной 9,5 м, предназначавшиеся для перевозки нефти от Рыбинска до Петербурга. Их размеры позволяли проходить по шлюзам Мариинской системы, а прочность конструкции давала возможность плавать по Онежскому и Ладожскому озерам. Суда были спроектированы и построены с расчетом последующего до-оборудования силовой установкой. Корпуса их имели кормовые обводы, характерные для винтовых судов внутреннего плавания.
Построенный в 1903 г. «Вандал» был отбуксирован в Петербург, где на нем установили три трехцилиндровых четырехтактных компрессорных нереверсивных двигателя мощностью по 120 л. с. Для передачи мощности от двигателей к винтам впервые была применена электропередача. Судно могло принимать 820 т груза и обеспечивало скорость 13 км/ч. При такой передаче терялось около 15% мощности, но приобреталась высокая маневренность. Не случайно дизель-электрические силовые установки нашли впоследствии широкое применение на речных и морских паромах и ледоколах, а «Вандал» стал фактически первым в мире танкером-теплоходом и дизель-электроходом (хотя само название «теплоход» появилось несколько позднее). Аналогичный теплоход «Хозар» показан на рисунке.
Теплоход-танкер «Хозар»
На «Сармате» в 1904 г. были установлены два четырехцилиндровых четырехтактных двигателя мощностью по 180 л. с. На переднем ходу двигатели работали непосредственно на валы двух гребных винтов, а для заднего хода использовалась электропередача. Новая установка была дешевле, а по экономическим и ходовым качествам выгоднее. На судне имелись также два вспомогательных одноцилиндровых двигателя. Вспомогательные механизмы машинного отделения имели электрический привод.
Чтобы избежать недостатков сложной и дорогой электропередачи, которую вынуждены были применить на «Вандале», на заводе «Л. Нобель» в Петербурге продолжались опыты по созданию реверсивного трехцилиндрового четырехтактного двигателя. И в 1908 г. заводом был выпущен первый в мире такой двигатель мощностью 120 л. с., построенный по проекту инженера К. В. Хагелина.
Несколько раньше Коломенский завод разработал к нереверсивным дизелям свою систему передачи посредством пневматической муфты скольжения, созданной инженером Р. А. Корейво. Эта муфта позволяла легко производить как перемену хода, так и изменение скорости вращения вала. И в 1907 г. по чертежам, разработанным под руководством К. В. Хагелина, Коломенским заводом был построен колесный буксирный теплоход «Коломенский дизель» (впоследствии «Мысль», а затем «Поток Богатырь») мощностью 1000 л. с., где реверсирование производилось с помощью муфты Р. А. Корейво. К этому судну и был впервые применен термин «теплоход».
Усилия отечественных заводов и русских инженеров по усовершенствованию дизель-моторов сделало эти двигатели вполне работоспособными и экономичными. Дизели, созданные в России, начали поставлять за границу и успех их был настолько значителен, что уже в 1910 г. профессор И. Г. Бубнов писал о том, что двигатель Дизеля в Германии стали называть «русским двигателем».
В 1909 г. Коломенский завод построил для Волги колесный буксирный теплоход «Илья Муромец» мощностью 750 л. с., морской танкер «Эммануил Нобель» грузоподъемностью 5000 т с двумя двигателями мощностью 2800 л. с. Расцвет теплоходостроения в России приходится на 1910—1917 гг. В 1911 г. Коломенский завод создал мощные (1200 л. с.) грузопассажирские теплоходы — колесный «Урал» и винтовой «Бородино», не уступавшие по скорости хода и удобствам для пассажиров лучшим грузопассажирским пароходам. По типу «Бородино» в течение 1911—1917 гг. было построено 11 теплоходов. Все они имели двухвальные энергетические установки с реверсивными двигателями и высокую скорость хода, которая на испытаниях достигала 24 км/ч.
В 1913 г. Сормовский завод выпустил первый речной сухогрузный теплоход «Данилиха», явившийся прообразом современных грузовых теплоходов, а Коломенский завод одновременно сдал серию из пяти грузовых теплоходов типа «Байрам-Али» грузоподъемностью 1100 т, построенных по последнему слову речного судостроения. При мощности 600 л. с. и скорости до 16 км/ч они оказались значительно экономичнее близких по размерам пароходов.
Для перевозки грузов по Мариинской системе в Петербург в 1914 г. появились теплоходы «Шексна» и «Нева», собранные на заводе «Нижегородский теплоход» по заказу общества «По Волге» и имевшие мощность 280 л. с., а грузоподъемность 650 т.
На реках Сибири развитие теплоходостроения началось с небольшим отставанием от центральных бассейнов. Первые три катера с двигателями внутреннего сгорания, изготовленными, очевидно, на одном из уральских заводов, были построены на Иртыше в 1906 и 1907 гг.
Грузопассажирский теплоход «Ташкент»
В 1909 г. «Товарищество Бр. Нобель», пытаясь распространить свою деятельность на реки Сибири, собрало в Тюмени полученный от Коломенского завода буксирный теплоход «Остяк» мощностью 500 л. с. В 1911 г. раньше, чем на Волге, в Тюмени были построены два грузовых теплохода «Акмолинск» и «Семипалатинск», первый грузоподъемностью 200 т и мощностью 100 л. с., второй — 750 т мощностью 240 л. с. (на рис. 61 показан подобный теплоход «Ташкент»).
Число теплоходов на реках Сибири ежегодно увеличивалось и к лету 1914 г. в Обь-Иртышском бассейне насчитывалось 97 судов с двигателями внутреннего сгорания [59]. Однако в связи с высокой стоимостью жидкого топлива из-за дальности транспортировки и начинавшейся мировой войны строительство теплоходов в Сибири временно прекратилось.
В создании и совершенствовании двигателей внутреннего сгорания и теплоходов большие заслуги принадлежат замечательным отечественным конструкторам. Благодаря их трудам русское теплоходостроение заняло почетное положение в мировой технике, а отечественной промышленности, судостроению и судоходству были открыты новые пути развития, на которых речной флот России в своем дальнейшем развитии достиг решающих успехов.