Пароходы | История пароходства

  • Броненосный корабль “Петр Великий”

    В 1867 году был объявлен конкурс на создание проекта мореходного броненосного монитора, который по своим тактико-техническим характеристикам не уступал бы лучшим кораблям западных стран. Из представленных конкурсной комиссии эскизов лучшим был признан проект видного русского ученого-кораблестроителя контр-адмирала А. А. Попова.

    В 1869 году состоялась закладка корабля на судоверфи Галерного островка. Его строительство было завершено в 1877 году. Обладая сильным артиллерийским вооружением и броневой защитой, высокой остойчивостью и мореходными качествами, новый броненосец на протяжении ряда лет оставался лучшим кораблем в мире.

    Первоначально кораблю было присвоено название «Крейсер», но затем, 30 мая 1872 года, в связи с 200-летием со дня рождения основателя российского регулярного флота Петра Первого он был переименован. 22 декабря 1873 года «Петр Великий» из мониторов был переклассифицирован в броненосный корабль, а в феврале 1892 года — в эскадренный броненосец.

    Признавая приоритет русских кораблестроителей в создании броненосных кораблей, известный английский инженер-судостроитель Э. Рид в газете «Таймс» писал:

    «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев».

    В 1881 году «Петр Великий» в составе Балтийской практической эскадры совершил свое первое дальнее плавание в Средиземное море. Насколько велико было внимание мировой общественности к этому кораблю, говорит тот факт, что при посещении русским броненосцем порта Алжир туда 12 апреля 1882 года специально приезжал посмотреть на корабль Карл Маркс, находившийся на лечении.

    Победу Октября экипаж корабля встретил с радостью. Зимой 1917/18 года «Петр Великий» находился в Ревеле, обеспечивая базирование дивизиона подводных лодок. А 25 февраля, когда немцы подошли к Ревелю, «Петр Великий» по приказу революционного командования вышел из гавани и на следующий день, преодолев тяжелые льды, прибыл в Гельсингфорс (Хельсинки). Однако, ввиду начавшейся гражданской войны и угрозы захвата высадившимися 3 апреля в Гангуте (Ханко) частями кайзеровских войск, 11 апреля кораблю пришлось покинуть и главную базу. Крепкий, добротно склепанный корпус «Петра Великого» выдержал новое испытание. Следуя самостоятельно, без помощи ледоколов, корабль уже через трое суток был у Толбухина маяка и вскоре благополучно прибыл в Кронштадт.

    21 мая 1921 года бывший броненосец стал минным блокшивом. Не одна тысяча мин заграждения, приготовленных умелыми руками минеров «Петра Великого», была выставлена кораблями Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны.

    Почти восемьдесят лет отдал службе Отечеству этот необычный корабль. С победой же Великого Октября он достойно выполнял свой воинский долг перед Родиной.

    Водоизмещение полное 10 105 т, нормальное — 9665 т; длина 100,6 м, ширина 19,5 м, осадка 7,5 м; мощность механизмов 8258 л. с.; скорость хода 14,3 уз; дальность плавания 3600 миль. Вооружение: 4 305-мм, 4 четырехфунтовых, 1 63-мм, 6 47-мм и 4 37-мм орудия, 2 подводных торпедных аппарата. После перевооружения — 2152-мм, 10 75-мм и 2 47-мм орудия. Экипаж 440 человек.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >