Первый колесный пароход России
Судоходство России развивалось медленнее, чем в Европе, тем не менее, в XIX веке и оно начало активно совершенствоваться. Первый колесный пароход появился на речных водах столицы, и его рождению предшествовала целая серия попыток, как от американцев, так и от британцев.
Попытки Фултона
История парового судоходства России начинается с того же имени, что и мировая история этого вида транспорта. В 1813 году к правительству обратился конструктор, создавший первый в мире транспорт на паровом двигателе, с предложением поработать на водах рек нашей страны. Ему разрешили построить и применять тут свою конструкцию, но только при условии что в первые три года на воду спустят первый из пароходов колесного типа в этой части света. Если нет – разрешение отзывается, и к работам приступают другие люди. Через два года после получения разрешения конструктор скончался. И сделать, конечно, он ничего не смог. Но к тому времени сформировались все необходимые для новшества предпосылки, так что работы шли и без американского влияния.
Первый
В то время, когда американец работал на территории России, параллельно с ним трудились еще несколько мастеров. Работы шли в столице и в уральском регионе, причем практически в одно время. Но первенца все же удалось создать на Неве. К. Берд, немец по происхождению, сначала взял не самую новую и вполне обычную лодку, потом поставил на нее колеса, и оборудовал британской паровой машиной. Все.
Характеристики
Согласно прессе того времени, корабль, название которого не сохранилось, обладает следующими размерами – около 18,3 метров в длину, и около 4,6 метров в ширину. Осадка минимальная – чуть больше 60 см. Два колеса с радиусом по 1,22 метра были оборудованы каждый шесть лопастями, занимавшими все пространство колеса, и закрепленными на спицах из металла. Машина всего лишь в 4 лошадиных силы могла делать 40 оборотов в минуту.
Испытания проходили осенью того же года, на столичной реке. А спустя несколько недель судно получило шанс показать свои возможности в путешествии – отправилось в район Кронштадта. В результате удалось пройти путь за чуть более чем 5 часов, при средней скорости менее 10 км в час. В описании события в первый раз судну было дано название «пароход», впоследствии закрепившееся.