История двух петрозаводских пароходов
Эти два парохода, имевшие честь неоднократно попасть в альбом «Петрозаводск на старой открытке», казалось, давно сгинули в водовороте гражданской и прочих войн. Но на самом деле те, кто бывал в Кронштадте в 1950-х годах, воочию или на киноэкране наверняка видели бывшего «Апостола Петра». Правда, совершенно не догадываясь о прежнем имени озерно-морского долгожителя…
Не сестры, а братья
На мягком диванчике первого класса, с услугами буфета, в тепле и комфорте можно было съездить из Петрозаводска в Петербург только с июля 1861 года. До этого путешественники добирались либо в тряском экипаже, либо на случайных парусниках. Открыл регулярное сообщение между столицами Олонии и России пароход «Петрозаводск». Через 15 лет пароходов на Онего было уже более десятка, а к началу ХХ в. — едва ли не сотня. Пароходы и буксиры возили почту, пассажиров и грузы: хлебные припасы, спирт и колониальные товары с юга, а в столицу — нехитрые дары северной природы.
Купцы-пайщики «Онежского пароходного общества» к огорчению местных извозчиков приобретали все новые и новые суда, успешно конкурируя с гужевым «дальнобойным» транспортом. Поэтому самые капиталистые из них в начале нового века съездили в Англию, чтобы заказать на судоверфи «Гринок энд Гренджемоут Док Ярд Ко» два новых парохода. За 150 тысяч рублей петрозаводчанам в 1906 г. продали пару однотипных озерно-речных колесных товаро-пассажирских систер-шип (корабли-сестры). Хотя их уместнее было бы назвать братьями, поскольку пайщики назвали свои суда «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Новенькие пароходы доверили самым опытным капитанам: Федору Матвеевичу Рюхину («Апостол Петр») и Николаю Павловичу Варзугину («Апостол Павел»).
Пароход идет, волны кольцами…
Вообще прибытие парохода из Питера на петрозаводской пристани всегда было своеобразным маленьким праздником, местным шоу. У сходней всегда волновалась толпа принаряженных горожан. Не встречающих, а просто любителей поглазеть на сверкающие медяшками и солидно дымящее чудо ХХ в., а также поскорей узнать столичные новости. Все сановные гости прибывали по воде, все важнейшие события заканчивались также на городской пристани. Будь то проводы новобранцев на войну, либо губернской делегации на празднование 200-летия столицы. В такие дни на пристани играл духовой оркестр, сооружалась триумфальная арка. И даже зимой горожане старались не покидать излюбленного места гуляний: на льду устраивались гонки на санях, было расчищено место для городского катка…
Весь этот карнавал продолжался до 1914 г., до начала войны. Перед навигацией 1915 г. оба парохода были реквизированы Морским ведомством. В мае горожане в последний раз проводили своих любимцев в Петроград, где пароходы были спешно переоборудованы в минные тральщики. Вскоре они занялись боевым делом: вылавливать вражеские мины в Финском и Рижском заливах сначала в составе русского, а с ноября 1917 г. — советского Балтфлота.
В начале 1918 г. Суоми была переименована в Финляндскую советскую рабочую республику. РСФСР тотчас же сделала братьям по классу щедрый подарок: разрешила национализировать около 200 своих боевых судов, в том числе и оба минных тральщика. №18 и №19 («Петра» и «Павла»). Только жизнь рабочей республики оказалось до обидного короткой. Уже в апреле 1918 г. оба корабля в Гельсингфорсе (Хельсинки) были захвачены войсками буржуазного правительства Суоми. Они сочли многие доставшиеся им в наследство суда устаревшим и передали их советской стороне. Для «Петра» и «Павла» они сделали исключение, но продали тральщики соседней Эстонии.
Вот так из страны в страну, из белых в красные и наоборот переходили не только люди, но и корабли. В гражданскую войну у обеих сторон была очень популярна частушка: «Пароход идет, волны кольцами. Будем рыбу кормить добровольцами» (т.е., солдатами добровольческой белой армии). Белые, правда, заканчивали частушку «комсомольцами»…
Они превратились в «Ристну» и «Суроп»
В Эстонии бывший «Петр» стал называться «Ристна», а «Павел» — «Суроп» (по местным географическим названиям. Ристна, например, — мыс и старая крепость у эстонского побережья).
Через год новые владельцы разоружили пароходы и опять превратили их в товаро-пассажирские суда прибрежного плавания. В 1927 г., почувствовав опасность со стороны воинственного восточного соседа, снова поставили оба судна под ружье, дали им капремонт и ввели в состав ВМС Эстонской республики. Только вряд ли они смогли оказать сопротивление, когда в 1940 г. Эстония стала советской. Оба парохода в качестве минных заградителей вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Им пришлось принять участие в Великой Отечественной, ставить мины на морских подступах к Ленинграду, служить плавучей казармой для плавсостава. Бывшему «Апостолу Павлу» в этой войне не повезло — он погиб в самом ее начале. А вот бывший «Апостол Петр» после войны продолжал службу в Балтфлоте до 1956 г. Целый год военные и штатские решали его судьбу и постановили передать отслужившее судно Ленинградскому обкому комсомола. Комсомольцам не очень-то хотелось владеть стареньким пароходом, поэтому они отдали его в аренду киностудии «Ленфильм». Поэтому если вы вспомните какие-нибудь военно-морские фильмы студии, выпущенные в 1957-58 гг., знайте, что перед вами уважаемый и любимый петрозаводчанами пароход. В конце 1958 г. его разрезали, как говорят моряки, «на иголки».