Пароход
Пароход — судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной (последние также называют турбоходами).
Владелец чугунно-меднолитейного завода в Петербурге Карл Берд сконструировал и помстроил первое в России паровое судно и летом 1815 г. испытал его на Неве.
3-го ноября судно Берда совершило рейс по линии Петербург-Кронштадт. Этот рейс имел колосальный успех: стимбот (так называли судно) развил скорость до 8,75 версты в час.
В 1817 г. В.А.Всеволжский (владелец ж/д Пожевского завода на Каме) построил на своем заводе два парохода мощностью 8 и 36 номинальных сил. пароходы Всеволжского предназначались главным образом для транспортировки уральских грузов на открывшуюся в то время Нижегородскую ярмарку.
В 1820 г. в г. Мологе было построено три парохода, причем один из них под названием «Волга» имел 2-е машины по 30 номинальных сил и был предназначен для буксировки судов по Волге.
В 1823 г. на Волге образовалось АО под названием «Компания парового судоходства по реке Волге, Каме и Каспийскому морю». Организатором его был ярославский купец Д.П.Евреинов.
Интерес у предпринимателя к судоходству был большой: компаньоны, вложив свои капиталы, расчитывали большие прибыли. Однако неумение управлять хозяйством, тяжелые путевые условия и то, что владельцы опирались в основном на иностранных специалистов, которые зачастую оказывались полными невеждами в технике, привели к тому, что компания распалась.
В 1843 г. в Петербурге образовалось пароходное общество «По Волге». Был разработан устав на организацию судоходства. 7 сентября 1843 г. устав был высочайше утвержден, и разрешение на плавание по Волге было получено.
Весной 1846 г. построенный в Роттердаме пароход в 250 номинальных сил под названием «Волга» вступил в работу. Это было большое судно с железным корпусом и большими боковыми колесами. Скорость хода против течения была 5 верст в час.
В 1848 году из Голландии прибыли еще два парохода, названные за их большую мощность (до 400 номинальных сил) «Геркулес» и «Самсон» (после капитального ремонта этот пароход дожил до наших дней и был списан в 30-х гг.).
Кроме того общество построило 12 барж, а через год еще два парохода — «Кама» и «Ока».
Пароходное общество «По Волге» из года в год расширяло свою деятельность, приобретая мощные пароходы и большегрузные баржи. Просуществовало оно до 1918 г. — до национализации флота.