Пароход «Император Александр II».
Самые первые пароходы в Спасском Затоне создало предприятие «Русалка», в итоге поглощенное обществом «Кавказ и Меркурий». Это были буксирные судна «Лоцман», «Браун» и «Молодец». В тысяча восемьсот пятьдесят шестом году здесь были построены корпуса пароходов «Сильвестр» и «Адашев».
А в тысяча восемьсот семидесятом году на реке Волге возникло первое, еще никому не знакомое в России судно с двумя палубами американского типа – пароход «Император Александр II». В самом начале руководство общества «Кавказ и Меркурий» обратилось к располагавшемуся в Англии нашему земляку, агенту Морского министерства России контр-адмиралу И.Ф.Лихачеву с просьбой о постройке такого судна в городе Глазго. Одновременно для ознакомления с этими пароходами в Северную Америку из Спасского Затона был переведен главный инженер завода судостроения А.А.Йенсен. Скоро он разработал план постройки парохода для перевозки тысячи пассажиров и ста шестидесяти тонн груза. Помимо того, судно владело перед конкурентами существенное преимущество в скорости.
В результате пароход был построен вовсе не англичанами. Машина и корпус для него были приготовлены на заводе «Коккериль» в Бельгии, а сборка произошла в Спасском Затоне, куда судно переправили по частям осенью тысяча восемьсот шестьдесят девятого года. Длина парохода составила восемьдесят две целых три десятых метра, ширина – девять целых одна десятая метра. При помощи своего хорошего обустройства, удобным помещениям и качествам скорости, «Император Александр II» составил целую эпоху в волжском пароходном деле. Он работал на пассажирской линии Нижний Новгород – Астрахань, в каждом рейсе останавливаясь на пристани родного Спасского Затона.
Однако небольшая вместимость грузов этого парохода делала его эксплуатацию очень невыгодной при уменьшении потока пассажиров осенью и весной. По этой причине в конце тысяча восемьсот семидесятых годов «Кавказ и Меркурий» создал четыре судна для пассажиров грузоподъемностью до шестисот тонн – «Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Екатерина II» и «Петр Великий». Они получились экономически наиболее качественными.
В тысяча восемьсот семьдесят шестом году был сдан в эксплуатацию пароход «Константин Кауфман». А в тысяча восемьсот восьмидесятом году в Спасском Затоне опустили на воду товаро-пассажирский пароход «Иоанн Грозный». Его длина составляла более двадцати пяти метров, ширина – примерно одинадцать метров, подъемность грузов – шестьсот пятьдесят метров. И скорость он развивал до двадцати километров в час.