Пассажирские перевозки из Ейского морского порта
Значение порта в жизни города Ейска огромно. С первых лет своего существования через него проходят сотни грузов. Уже в 1850 г. заграничные суда вывезли в Англию 414 т, Италию 174т, Францию 412 т зерна.
Регулярные пассажирские перевозки на Азовском море начались в 1842 г. Первыми пассажирскими пароходами, курсировавшими между Таганрогом и Ростовом, были «Донец» горного ведомства и «Ростов» подполковника Литуновского; между Таганрогом, Мариуполем, Бердянском, Ейском, Керчью — пароход «Митридат».
Пароход «Таганрог» в навигацию 1848 т. совершил 28 пассажирских рейсов Ейск- Ростов.
В 1853 году на пароходе «Таганрог» из Ейска выехало 179 человек. В 1855 году проезд от Ейска до Ростова-на-Дону стоил от 25 копеек до 1 рубля.
В 1856 г. в России купцами Аркасом и Новосельским была учреждена крупнейшая монополия в области морского транспорта — «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Отделение его было открыто и в Ейске.
В 1859 г. открыло свои перевозки «Общество пароходства на Дону, Азовском и Черном морях с их притоками».
РОПиТ в 1860 г. владело уже 43 пароходами, осуществлявшими перевозки по Азовской линии между Керчью и Азовскими портами. Пароходы этой компании, курсировавшие по Крымско-Азовской линии, приходили в Ейск по воскресеньям вечером, отходили ночью, в среду — прибывали утром. По этой же линии, но грузовой, пароходы приходили во вторник и пятницу. В 1870 г. билет из Ейска до Таганрога стоил 2 рубля 50 копеек, а до Одессы 29 рублей I классом, 21 рубль- II классом, 7,5 рублей на палубе. Бесплатно пассажир мог перевезти с собой 1 пуд багажа. Дети от 2 до 10 лет платили за билет полцены.
В 1869 г. в Таганроге возникло одно из крупнейших на Азовском море «Пароходство Таганрогского купца Стороженко», перешедшее в 1908 г. шахтовладельцу Древицкому. Иван Яковлевич Древицкий, основатель «Азово-Черноморского пароходства», имел соляные копи в Бахмутском уезде. В начале XX в. он выкупил пароход Волго- Донского общества. Древицкий отличался широкой благотворительностью, был награжден орденами (главным образом за постройку церквей). К 1912 г. имел 11 пароходов. После смерти Древицкого его пароходы проданы новороссийскому купцу Андрейсу Л. Л. и образовано «Азово-Черноморское пароходное общество».
С 1850-х годов начато создание временных пристаней, представлявших собой деревянные настилы на козлах, выходившие в Таганрогский залив и лиман на 100—130 сажен. После окончания навигации они разбирались. К пристаням грузы и пассажиров подвозили на лодках и барках.
В 1875 г. в Ейском порту было положено начало созданию долговременных портовых сооружений, выдающихся в море на небольшое расстояние, к которым могли приставать суда с небольшой осадкой. С морской стороны, у берега косы, имелось 2 таких пристани. Здесь были сосредоточены, в основном, все хлебные операции. Со стороны лимана были построены 2 пристани, выходившее на меньшую глубину, не превышавшую 3-х футов (1,24 м), к которым приставали пассажирские пароходы и небольшие парусные суда с грузами.
В начале 80-х годов ХIX в со стороны лимана по инициативе городского головы Н. С. Чаги была устроена первая постоянная пристань, получившая в народе название «Бычковский мост». Она была деревянной на мощных сваях, вбитых в дно. По ней свободно могли проезжать груженые подводы. Она существовала, по-видимому, до 1920-х годов и располагалась в районе «Нахаловки» (современные улица Рабочая, Береговые переулки). В начале ХХ века в документах она часто называлась Лиманной пристанью. По сведениям «Кубанского календаря» на ней располагались конторы агенств Древицкого (агент В. Г. Гордон) и «Русского общества пароходства и торговли» (агент В. М. Поздняков). Ввиду обмеления лимана значение этой пристани быстро падает, что дало основания современникам говорить о ней как о «неудачном опыте».
Это было учтено при проектировании и строительстве нового морского порта в 1903—1905 гг. Фарватер со стороны Таганрогского залива был углублен, что позволило кораблям подходить к причальной стенке. Сооружены 2 набережные. Одна из них, западная, была пассажирская. Длина её 155 сажен (ок. 350 м.), ширина 4, 8 саженей (10,2 м). Здесь были выстроены здания пароходных контор Азовского и Волго-Донского пароходных обществ.
В начале ХХ в. ейские купцы Козловы создали акционерное «Ейское пароходство». Торговали они лесом, зерном, владели трактиром. Принадлежало им несколько пароходов.
«Григорий Козлов» совершал регулярные рейсы Ейск-Таганрог. По воспоминаниям старожилов им же принадлежал колесный пароход «Гудд», совершавший рейсы по маршруту Керчь-Ростов. Позднее пароход стал называться «Ейск». Во время Керченско-Феодосийской операции 27 декабря 1941 году он героически погиб в бухте Булганак около Керчи.
На пароходах перевозили помимо пассажиров и почту. Морем доставлялась различная корреспонденция и газеты, издававшиеся в приазовских городах. Из Таганрога привозили: «Азовский вестник», «Таганрогский вестник», «Приазовскую речь», «Приазовский край», из Новороссийска — «Новороссийский телеграф». В газетах печатались статьи по разным вопросам местной общественной жизни, торговые бюллетени, расписание рейсов пароходов и движения поездов по железной дороге, статьи характеризующее развитие всего приазовского края и отдельных городов, в том числе и Ейска. Кроме того, до создания отделения государственного банка в Ейске, специальными доверенными лицами для обеспечения сделок хлебных контор доставлялись крупные денежные средства из Таганрога, Ростова и Бердянска.