Ледоколы России: легендарный «Святогор»
Легенда российского флота и освоения Арктики, построенный в Англии, сегодня находится на вечной стоянке как музей флота. История его связана как с серьезными препятствиями, так и с великолепными достижениями.
Качество важнее количества
Когда решили заказать ледокол, способный пробить двухметровые льды, британцы проработали заказ и представили совсем недешевый проект. Но когда началась война, его отвергли и решили заменить парой небольших суден. Однако министр решил, что качество важнее количества и заказал ледокол для России по первому плану. Работа велась очень быстро. И судно спустили на воду уже в 1916 году, причем по тому времени это было лучшее судно, что стояло на вооружении северного флота страны. Ледоколы России были дополнены по списку этим судном, но испытания и дискуссии вынудили его простаивать в доке. Частью флотилии он стал только весной 1917 года.
Война и Арктика
Когда появилась вероятность захвата Архангельска интервентами, приписанные к нему корабли такого класса решили затопить. Но ледокол так и не смогли нормально отправить на дно и посадили на мель, так что над водой оказались только трубы. Британцы подняли собственное творение и использовали по назначению – России после этой неудачи пришлось потом еще просить самый мощный ледокол в мире, тем более что на время. Освоение Арктики для судна началось со спасения другого ледокола, на котором застряли люди на грани смерти.
Возвращение на родину
В начале 20-х годов русские стали ощущать, насколько не хватает в наших условиях этого легендарного судна. Советское правительство вело переговоры о его возврате, и в результате они завершились успешно. Ледоколы России возглавил самый мощный их собрат в мире. Спустя пять лет его имя сменили, назвав в честь государственного деятеля и дипломата. А вскоре судно прославилось на весь мир спасением участников итальянской экспедиции. Их пытались спасти многие суда, но лишь одному удалось дойти до места крушения в Арктике. Война застала его на флоте, и судно продолжало трудные переходы, во время опасных морских сражений. Спустя более чем полвека после строительства оно прошло модернизацию в Германии, и продолжило служить. Только в конце 70-х судно списали, и то через 10 лет легенда была выкуплена, и превращена в филиал морского музея.
Кстати, название «Красин» сегодня носит атомный ледокол, наследник, так сказать.