Пароходы | История пароходства

  • Как “Вяйнямейнен” стал “Выборгом”

    Нетрудно угадать, как именовались два самых крупных военных корабля Финляндии. Такие же знаменитые в Суоми, как наш «Потемкин» и «Варяг»… Конечно же «Илмаринен» и «Вяйнямейнен».

    Став независимым государством в 1918 годов, Финляндия унаследовала от России некую толику военных судов, как правило, устаревшего типа. После консультирования с ведущими западными военно-морскими державами в 1929 г. в городе Турку был заложен первый из двух запланированных современных кораблей — береговых броненосцев. Пушки и броню для «Вяйнямейнена» (такое имя он получит при спуске на воду в 1930 г.) подрядились сделать шведы, дизеля — немцы, зенитки — американцы, вспомогательные механизмы — швейцарцы, стальные винты — эстонцы. Через 3 года был готов и второй броненосец «Илмаринен».

    Их 4 орудия главной артиллерии могли стрелять на 31 км снарядами весом 225 килограммов. Скорострельность — до 3 выстрелов в минуту. Максимальная скорость хода — 15 узлов (около 25 км/час), дальность плавания — 5.000 миль (около 9.000 километров). Экипаж насчитывал 330 офицеров и матросов.

    Заговорить об этих судах заставили события «Зимней войны». Броненосцы патрулировали на Балтике между г. Турку и Аландскими островами, не допуская высадки десанта.

    За ними активно охотилась советская морская авиация. Бомбардировка долго не удавалась из-за отсутствия боевого опыта. А потом были 3 недели туманов и облаков. Наши летчики оправдывались «слишком малыми размерами кораблей, отсутствием необходимого пространства среди островов, что не позволило применить основное оружие — торпеды». А сковавший шхеры лед скоро вообще исключил применение торпед.

    Анализ итогов «Зимней войны» показал, что финны имели в своем распоряжении добротные боевые корабли.

    Во время Великой Отечественной войны броненосцы Финляндии демонстрировали уже не только высокие оборонительные возможности. Они прицельно обстреляли советский гарнизон полуострова Ханко, аэродром, железнодорожные артиллерийские батареи. И опять сильная зенитная артиллерия кораблей не позволила нашим летчикам наказать броненосцы.

    13 сентября 1941 года стал черным днем для броненосца «Илмаринен». Он подорвался на советской мине.

    В 1947 года международным решением Финляндия была лишена права иметь на вооружении броненосцы береговой обороны. Ее обязали продать корабль. С этого времени «Вяйнямейнен» под именем «Выборг» (г. Выборг до конца 1944 г. входил в состав КФССР) стал нести службу в военно-морском флоте СССР с базированием в Кронштадте. Он был в строю до 1959 года. В 1966 году его разрезали на металл.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >