Как “Вяйнямейнен” стал “Выборгом”
Нетрудно угадать, как именовались два самых крупных военных корабля Финляндии. Такие же знаменитые в Суоми, как наш «Потемкин» и «Варяг»… Конечно же «Илмаринен» и «Вяйнямейнен».
Став независимым государством в 1918 годов, Финляндия унаследовала от России некую толику военных судов, как правило, устаревшего типа. После консультирования с ведущими западными военно-морскими державами в 1929 г. в городе Турку был заложен первый из двух запланированных современных кораблей — береговых броненосцев. Пушки и броню для «Вяйнямейнена» (такое имя он получит при спуске на воду в 1930 г.) подрядились сделать шведы, дизеля — немцы, зенитки — американцы, вспомогательные механизмы — швейцарцы, стальные винты — эстонцы. Через 3 года был готов и второй броненосец «Илмаринен».
Их 4 орудия главной артиллерии могли стрелять на 31 км снарядами весом 225 килограммов. Скорострельность — до 3 выстрелов в минуту. Максимальная скорость хода — 15 узлов (около 25 км/час), дальность плавания — 5.000 миль (около 9.000 километров). Экипаж насчитывал 330 офицеров и матросов.
Заговорить об этих судах заставили события «Зимней войны». Броненосцы патрулировали на Балтике между г. Турку и Аландскими островами, не допуская высадки десанта.
За ними активно охотилась советская морская авиация. Бомбардировка долго не удавалась из-за отсутствия боевого опыта. А потом были 3 недели туманов и облаков. Наши летчики оправдывались «слишком малыми размерами кораблей, отсутствием необходимого пространства среди островов, что не позволило применить основное оружие — торпеды». А сковавший шхеры лед скоро вообще исключил применение торпед.
Анализ итогов «Зимней войны» показал, что финны имели в своем распоряжении добротные боевые корабли.
Во время Великой Отечественной войны броненосцы Финляндии демонстрировали уже не только высокие оборонительные возможности. Они прицельно обстреляли советский гарнизон полуострова Ханко, аэродром, железнодорожные артиллерийские батареи. И опять сильная зенитная артиллерия кораблей не позволила нашим летчикам наказать броненосцы.
13 сентября 1941 года стал черным днем для броненосца «Илмаринен». Он подорвался на советской мине.
В 1947 года международным решением Финляндия была лишена права иметь на вооружении броненосцы береговой обороны. Ее обязали продать корабль. С этого времени «Вяйнямейнен» под именем «Выборг» (г. Выборг до конца 1944 г. входил в состав КФССР) стал нести службу в военно-морском флоте СССР с базированием в Кронштадте. Он был в строю до 1959 года. В 1966 году его разрезали на металл.