Первые пароходы на «Енисее»
В последний день мая в 1863 году над рекой появился новый звук – яркий звук пароходного гудка, от первого подобного транспортного средства, что только существовало на реке. Оно получило название в честь той самой реки, а мощность его была меньше, чем у современных автомобилей – 60 лошадиных сил.
Пароход был построен в городе, названном в честь того самого речного течения. Строительство было завершено ровно за год до того, как пароход был официально спущен на воду прекрасной реки. Строительство парохода велось полноценной компанией купцов а не государством – потому что им было выгодно помочь свои грузам передвигаться намного более эффективно по воде. Но и тут все было не просто – ведь кроме купцов, что оплачивали строительство, но не обеспечивали собственно механики, строителем был традиционный русский мастер. Худяков был механиком, инженером и самоучкой при этом, но прекрасно знал, что и как стоит тут делать.
Газеты того времени взволнованно сообщали о том событии – потому что вместе с этим средством передвижения на реку приходило новое время, появлялась новая эпоха, эпоха технических средств передвижения. Не стоит забывать, что в то время практически не бывало вообще технических средств в той еще глубинке России. Горожане считали пароход тем, чем он и был для своей страны – настоящим чудом техники. Чтобы посмотреть на то, как отходит оно в свое первое плавание, на пристани собрались очень многие люди.
По информации от СМИ того времени пароход очень величественно проходил по поверхности реки. Словно нарушил он вековое спокойствие поверхности, и при этом новый гость был встречен рекой в тишине и спокойствии. Говорили, что такое спокойствие является действительно возможностью приветствовать чудо.
В том году пароход совершил несколько рейсов. Некоторые из них проходили в низовья реки, а потом и назад, естественно. Первым принял транспортное средство нового поколения порт Усть-Кеми. Интересно, что этот пароход оказался крайне стойким. Он находился тут на воде огромное количество времени. Первый из пароходов проходил по реке до седьмого года следующего тысячелетия.
Прошло двенадцать лет с момента спуска первого подобного судна, и на реке ходило уже около четырех пароходов и никак не менее семи барж.