ЕНИСЕЙСКОЕ ПАРОХОДСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война 1941-1945 годов потребовала от страны невиданного доселе напряжения сил и средств. Успех боевых действий во многом зависел от своевременного выполнения огромных по масштабу воинских перевозок людей и грузов.
Енисей в годы войны был важнейшей транспортной артерией, по которой с юга на север шли сотни тысяч тонн оборудования, материалов и продовольствия для Норильского горно-металлургического комбината. В обратном направлении в Красноярск перевозилась его продукция. Северным морским путем через Енисей шли товары и военная техника, поступавшие в СССР по ленд-лизу от стран-союзниц.
Речники Енисейского пароходства оказывали помощь фронту перевозками металла, горючего и зерна. В силу климатических условий не во все населенные пункты региона могли доходить поезда. Железная дорога связывала только западные районы с восточными. Авиационные перевозки еще не были широко развиты. Не везде имелись шоссейные дороги. Поэтому вся тяжесть транспортировок приходилась на речников.
В 1941 году ускоренными темпами велось строительство норильского горно-металлургического комбината, продукция которого требовалась для укрепления вооруженных сил. В основном, это был катодный никель, необходимый для производства броневой стали. Речники Енисея обеспечивали гигантскую стройку материалами, техникой, оборудованием и людьми.
Уже в первые месяцы войны началась перестройка водного транспорта на военные рельсы. Одновременно речники пытались решить кадровую проблему, которая была вызвана довоенными репрессиями, массовым уходом речников на фронт и переводом их в другие сферы деятельности. В общей сложности в ряды Красной Армии были призваны 2200 речников Енисейского бассейна, 388 из них погибли во время войны. Источником пополнения новыми кадрами стали женщины и молодежь. В июле 1941 года на предприятия и суда Енисейского пароходства, взамен мобилизованных на фронт речников, устроились 257 женщин.
30 июня 1941 года был утвержден мобилизационный план, в котором предусматривался рост военных транспортировок за счет остальных грузов. Исключения составляли нефть и нефтепродукты, зерно, уголь, металл, имевшие важное оборонное значение. Несмотря на все меры, не удавалось наладить четкого графика работы судов. Во многом это было вызвано задержками в Красноярском речном порту. Погрузочно-разгрузочной техники практически не было, поэтому грузчикам приходилось все переносить на собственных спинах. Самые сильные работники воевали на фронте. Суда простаивали в ожидании.
По заданию Государственного Комитета Обороны Красноярский судоремонтный завод приступил к изготовлению противопехотных мин, минометов и огнеметов. С 1942 года на судоремонтном заводе было налажено производство торпедных катеров и бронекатеров — 1600-сильных речных боевых судов. На Красноярской судостроительной верфи началось строительство морских охотников за подводными лодками (МО-IV) и минных тральщиков с деревянными немагнитными корпусами. К осени 1943 года было сдано и отправлено Черноморскому флоту 15 кораблей, из которых сформировали 19-ый дивизион минных тральщиков.
1943 год стал годом перелома в работе советского тыла. Это касалось и речного транспорта. Пароходство пополнилось паротеплоходами, прибывшими из других регионов и построенными в Красноярском крае. Многие буксирные теплоходы и пароходы таким образом организовали работу, что делали по три рейса вместо двух. В целом, навигацию 1943 года речники Красноярского края осуществили успешно. Если сравнивать проведение отстоя судов в конце 1943 года с концом 1942 года, то оно было более организованным.
Помимо того, что предприятия Енисейского бассейна перевозили необходимые фронту грузы и строили военную технику, работники бассейновых предприятий оказывали Красной Армии материальную помощь. Речники Енисея принимали активное участие в создании Фонда обороны, в подписке на военные займы и в денежно-вещевой лотерее. Семьям фронтовиков работники речного транспорта помогали деньгами, продуктами, одеждой, обувью, дровами.
Когда в Красноярск начали подходить первые эшелоны с ранеными воинами, работницы управления енисейского пароходства переквалифицировались в сестер милосердия, становились донорами. В июле 1941 года сотрудники ЕРП оборудовали в Красноярске госпиталь № 985, над которым активно шефствовали. Летом 1942 года они организовали плавучий санаторий на теплоходе для выздоравливавших бойцов.