Пароходы | История пароходства

  • Эпоха железного кораблестроения

    После Крымской войны русский флот оказался в неутешительном положении. Кроме парусных кораблей, оказавшихся непригодными для боевой службы, в состав флота входили: в Балтийском море- 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 40 винтовых канонерок; в Черном море- 12 колесных пароходов. Предстояло создание винтовых кораблей. Хотя промышленность страны не была подготовлена к такой работе, задача была решена.

    В 1858 году во флоте уже было 6 винтовых линейных кораблей, 5 винтовых фрегатов, 17 винтовых корветов. Но с появлением за границей железных броненосных кораблей с нарезной артиллерией русские корабли опять попали в положение, подобное тому, как перед Крымской войной. В 1863 году были обшиты 100мм железной броней два строящихся деревянных винтовых фрегата водоизмещенеем 6200т Севастополь и Петропавловск (длина- 90м, ширина- 16м, мощность- 2800лс, скорость- 11 узлов), а в Англии было заказано железное броненосное судно- батарея Первенец водоизмещенеем 3300т с 112мм броневым поясом по ватерлинии, вооруженная 26 орудиями. В дальнейшем решено строить у себя только железные корабли. В июне 1864 года была спущена на воду батарея Не тронь меня вооруженная 14- 203мм нарезными орудиями. Началось строительство 11 броненосных конанерок водоизмещением 1400-1600т с двумя 229мм нарезными орудиями в башне: Ураган, Тифон, Броненосец, Латник, Колдун, Вещун, Стрелец, Единорог, Лава,Перун, Смерч. В 1867-1868 годах введены в строй шесть броненосцев береговой обороны: двухбашенные- Русалка и Чародейка(водоизмещение-1940т, броня-112мм, 4-229мм орудия), двухбашенные фрегаты-Адмирал Спиридов и Адмирал Чичагов (водоизмещение -3500т, броня- 150-88мм, 2-280мм орудия), трехбашенные фрегаты Адмирал Грейг и Адмирал Лазарев, а также рангоутные фрегаты Князь Пожарский и Минин (водоизмещение-4500т, скорость-12 узлов, броня-112мм по ватерлинии и 112мм казематы, вооружение- 8-203мм орудия и два 152мм орудия на верхней палубе). В 1869 году выработан проект океанского броненосного крейсера. По этому проекту были заложены двакрейсера Генерал-Адмирал (водоизмещение -4604т, скорость- 13,6 узла) и Герцог Эдинбургский(водоизмещение-4510т, скорость- 15,3 узла) с артиллерией: 4-203мм орудия в бортовых спонсонах и 2-152мм орудия в носу и корме. По этому типу был также перестроен стоящий на стапеле Минин. Таким образом, Россия первая осуществила идею броненосных крейсеров. После нее строительство крейсеров этого класса началось в других странах. Кроме того, для океанского крейсерства были построены восемь винтовых и с парусным вооружением, неброненосных клиперов водоизмещением 1330т, со скоростью хода 11-13узлов, вооруженных тремя 152мм орудиями- Крейсер, Джигит, Разбойник ,Пластун, Стрелок, Наездник, Опричник, Вестник, а в США были куплены и вооружены четыре парохода- Европа, Азия, Африка, Забияка. Для довершения береговой обороны Кронштадта было построено девять канонерок типа Ерш водоизмещением 360-440т, скоростью- 7-9узлов, вооруженных одним 280мм орудием. Обеспечение береговой защиты дало возможность приступить к постройке крупных мореходных броненосцев. В 1869 году был заложен первый в России броненосец Петр Великий, водоизмещением 9665т, скоростью хода-14 узлов. Броневой пояс составлял350-200мм, палуба-75мм. Артиллерия- 4-305мм орудия в двух башнях. Далее было предложено создать четыре крейсерских отряда по три крейсера в каждом, могущих обеспечить интересы России в Тихом океане. В 1881-1883 годах заложены два броненосных крейсера Владимир Мономах и Дмитрий Донской, а в 1884 годуАдмирал Нахимов. У первых двух водоизмещение- 6000т, скорость 15-16узлов, броня- 150мм. У третьего крейсера водоизмещение составило 8000т, скорость хода- 17,5узлов, 255мм бортовой броневой пояс, восемь 203мм орудий в четырех башнях и десять 152мм орудий по бортам. В 1888 году был построен крейсер Память Азова водоизмещением 6700т, со скоростью хода 17узлов, 200мм броневым поясом, с артиллерийским вооружением из двух 203мм орудий в бронированных бортовых спонсонах и тринадцати 152мм орудий под верхней палубой. После франко-прусской войны стеснительные условия Парижского трактата 1856года запрещавшие России иметь Черноморский флот, были отменены. Ввиду беззащитности черноморского побережья, было решено создать, в дополнение к бареговым укреплениям, броненосные суда небольших размеров, с малой осадкой и с сильной артиллерией. При нормальных условиях эти требования можно было осуществить лишь на корабле крупных размеров, поэтому был принят проект адмирала Попова- круглого корабля. Намечена постройка десяти таких кораблей, но в 1873-1876 годах было построено только два: Новгород и Вице-Адмирал Попов. Этот тип судов не удержался на флоте по причине технических недостатков, хотя как плавучие форты, они показали себя хорошо. Война 1877-1878 года с Турцией произошла тогда, когда флот только начал возрождаться. Ввиду преобладания турецкого флота, борьба на море не могла иметь места. Россия приобрела до 20 пароходов для сторожевой и посыльной службы. Было решено противопоставить турецким кораблям минные пар

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >