Основные периоды организации пароходства в Тюмени
(1838–1846 гг.)
В 1838 году на реке Туре был построен и спущен на воду первый пароход «Основа» с целью перевозки различных товаров по рекам Туре и Тоболу. Владельцем судна являлся тюменский купец I гильдии Наум Тюфин. Вот как описывает внешний вид «Основы» в своей работе Н.В. Денисов: «Корпус и палубные надстройки деревянные, впереди колёс – помещения для капитана и механика, позади колёс – кладовые, под буксирными арками тент из железа для хранения дров…»
Сохранилось предание, связанное с названием судна, согласно которому Н. Тюфин пожелал назвать пароход «Основатель». Монах-иконописец, которому поручили написать на судне это название, не рассчитал «плепорции»: на кружале его гребного колеса уместилось короткое слово «Основа» [26. – С.8].
Новый этап в становлении Западно-Сибирского судоходства наступил в 1842 году, когда «коммерции советник Никита Мясников получил привилегию на 10 лет для учреждения пароходства по судоходным рекам Сибири» [17. – Л.68]. С целью развития пароходного дела, в текст документа была внесена существенная оговорка, об отмене прав владельца, если в течение трёх лет последний не построит парохода. За короткий период времени, по заказу Н.Ф. Мясникова, на Нижне-Тагильском заводе Демидова было построено судно мощностью в 20 л.с. Построенный пароход оказался неудачным, так как в свою первую навигацию потерпел аварию [13. – С.292]. Тогда Мясников приобрёл у Тюфина «Основу» с единственной целью: выдержать условия полученной от правительства привилегии на право речных перевозок. Как только эти условия оказались выполненными в 1843 г., пароход «Основа» и привилегия, касающаяся прав на учреждения судоходства в Западно-Сибирском регионе, были проданы Н.Ф. Мясниковым новому владельцу – А.П. Поклевскому-Козелл, так как до этого не было разрешено свободное пароходство по рекам Российской империи.
В 1845 г. судно осуществило первый рейс в Тобольск под флагом А.Ф. Поклевского-Козелл. Плавание продолжалось 5 суток 6 часов. «На всём протяжении плавания, судно встречали толпы народа. Жители прибрежных селений часами сопровождали пароход. Тем же восторгом встретила его и столица Сибири. Тысячная публика собралась на берегу, когда «Основа», тяжело ударяя колёсами по воде, показалась на виду белокаменного кремля» [10. – С.4]. Пароходом командовал тобольский мещанин В.С. Корольков и машинист демидовских заводов И.В. Серебряков. В 1845 – начале 1846 года, на Нижне-Тагильском заводе уральского промышленника Демидова было построено судно «Взор». Владельцем парохода стал тюменский купец Н.Ф.Швецов [22. – С.65]. Одновременно А.П.Поклевский-Козелл и Н.Ф. Швецов начали строительство барж, грузоподъёмностью 15 тыс. пудов. В 1843 г., в 188 километрах от устья реки Туры, была организована тюменская пристань. Уже через год после основания, грузооборот пристани составил 375 тысяч пудов (6 тысяч тонн) [22. – С.32]. В 1845 г. началось строительство береговых деревянных складов. В строительстве были задействованы, преимущественно, жители Ямской слободы г. Тюмени.
В 1843 г. было разрешено свободное пароходство по рекам Российской империи. Это способствовало формированию первых пароходных компаний: отдельные предприимчивые купцы начинают объединяться в компании-товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации.
Таким образом, можно выделить три основных периода в становлении судоходства в Обь-Иртышском бассейне: первый, с 1838 по 1842 год, связанный с постройкой первого в Обь-Иртышском бассейне парохода; второй, с 1842 по 1843 год, когда «коммерции советник Никита Мясников получил привилегию на 10 лет для учреждения пароходства по судоходным рекам Сибири»; третий, с 1843 по 1846 год. Именно в это время Н.Ф. Мясников продал право на учреждение пароходства в Западно-Сибирском регионе новому владельцу – А.П. Поклевскому-Козелл, в этот период строится тюменская пристань и склады, а в 1843 г. разрешается свободное судоходство по рекам Западной Сибири. Это, в некоторой мере, послужило неким толчком для дальнейшего развития пароходства – начинают создаваться первые пароходные предприятия, оказавшие значительное влияние на развитие Западно-Сибирского судоходства.