ПАРОХОДСТВО г.ПЕРМИ
Летописец г.Перми Прядильщиков говорит, что еще в начале ХIХ века пермский помещик Всеволожский применил паровую силу, пустив в верховьях Камы нечто вроде парохода, который появился у г.Перми в 1819 г. Потом по Каме долгое время ходили коноводные машины. Первый буксирный пароход у Перми появился в 1846 году. Он принадлежал Пермскому пароходному обществу, которое существовало до 1853 года. В следующем 1847 году новая пароходная компания «Гакс и Тет» построила также буксирный пароход.
С 1848 г. по Каме начинается постоянное движение буксирных пароходов. В 1851 году всего буксирных пароходов, ходивших от Перми, насчитывается одиннадцать, в том числе пять нового Камско-Волжского пароходного общества. Далее количество пароходов с каждым годом увеличивается все более и более. Так, в 1855 г.И.Ф.Любимов, отец известного общественного деятеля, строит свои буксирный пароход, а в 1856г. на Каме у Перми появляется новая пароходная компания Ильина и Севастьянова.
К 1858г. число пароходов настолько возросло, что явилась потребность в устройстве завода для постройки и починки пароходов, каковой и был устроен в том же году англичанином Гуллетом. С того же 1858 года по Каме начинается движение пассажирских пароходов, именно компания «Кавказ и Меркурий» пустила на Каму четыре волжских парохода. Это пассажирское движение с 1859 г. делается правильным от Перми до Нижнего Новгорода. Тогда же у Перми появляются три буксирных парохода двух новых компаний «Дружины» и «Соваж и Миронов». С 1860 г. по Каме открывается новая пароходная компания «Польза», построившая два пассажирских парохода и два буксирных. С этого же начинается движение пароходов вверх по Каме до Чердыни (Турчанинов) и по Чусовой. В 1861 г.количество пароходов, совершающих рейсы до Перми, достигает 43, из 12 пассажирских, 6 буксиро-пассажирских и 25 буксирных. Некоторые компании, например, «Польза», не выдерживают конкуренции и прекращают свое существование (1862 г.).
С 1863 г. устанавливается правильное пассажирское сообщение вверх по Каме до Усолья, а с 1864 г. у Перми появляются пароходы сарапульского купца Колчина, который заключил условие с казной о перевозке арестантов в железных баржах — плавучих тюрьмах. Тогда же началось пароходное сообщение с Мотовилихой. С 1865 г. пароходство на Каме разрастается до таких размеров, что становится трудным следить. Этот год — год начала движения пассажирских пароходов братьев Каменских, которые пустили четыре парохода. С увеличением количества пароходов растет потребность в заводах для их постройки и ремонта. Таковые исправляют с 1869 г. Мотовилихинский завод, с 1874 г. Каменских, а с 1877 г. Любимова. В 1876 г. на Каме появляются пароходы «Самолет», совершающие рейсы до Усолья, а с следующего 1877 г. начинают ходить двухэтажные пароходы американского типа, первенцем которых был «Березники». В том же 1877 г. устанавливается пассажирское пароходство Лунегова до Усолья и Чердыни. С 1878 г. у пароходов явилась опасная конкуренция: была открыта Уральская железная дорога. Это отражается на Камском пароходстве : компании «Самолет» (в 1880 г.), «Кавказ и Меркурий» прекращают свои движения, первая совсем, а вторая только пока вверх по Каме, а с 1883 года тоже совсем. Колчинские пароходы переходят к Г.С.Курбатову ( 1881г.), а потом к его наследнице О.П.Карповой (1885 г.). В 1884 г.на Каме появляются пассажирские пароходы известного кунгурского богача Кузнецова, проданные им через три года Григорьеву, который с 1886 г.взялся возить арестантов. Курбатовские пароходы с 1886 г. начинают ходить с одной баржей. В том же году Лунегов завел пароходы типа волжской компании «Зевеке» с колесом позади, а в следующем году у него явился конкурент — Черных. Тогда же появляются на Каме пароходы-баржи для перевозки керосина и нефти Нобеля. В 1888 г. возникает срочное движение по Чусовой и Сылве до Кунгура пароходов Брюханова и Мельникова. В навигацию 1889 года от Перми по Каме ходят уже 27 пассажирских пароходов, из них 10 принадлежали братьям Каменским, 4 Любимову, 9 Курбатову и 4 Григорьеву. Ввиду того, что пароходы Каменских и Любимова отходили в одно время, то появилось далеко не желательное для публики состязание этих пароходов, или, как говорят пермяки, «резня». Сильно развивалась деятельность машины, что при толчке могло вызвать взрыв котла. В 1892 году в Перми много толков возбудил пожар парохода Каменских «Григорий», хотя при этом никто не пострадал.
Затем пароходство Григорьева прекращается, а Лунеговское, по смерти владельца, переходит к Д.Е.Ржевину; точно также ликвидировало свои дела пароходство О.П.Карповой в 1905 году. Но зато в 1906 году на Каме появляются пароходы двух новых контор М.К.Кашиной и «Надежда», переименованная теперь в «Русь». Последние исключительно товарные и имеют колесо позади. По Чусовой и Сылве в начале девятисотых годов ходили пассажирские пароходы Сорокина и Тупицына; но потом, вследствие мелководья, перебрались на реку Белую и теперь совершают рейсы между Уфой и Казанью. Также еще между Пермью и Осой ходят пароходы Истомина, а между Пермью и Косьвой — Беклемышева. Затем существует дачное пароходное сообщение между Верхними и Нижними Курьинскими дачами. В навигацию 1912 года по Каме от Перми ходил теплоход «Урал», обещающий начать новую эпоху в пароходстве, но первые его рейсы нельзя назвать удачными. С весны 1913 г. движение пароходства М.К.Кашиной прекратилось; эту фирму заменило общество «Кавказ и Меркурий», купившие пароходы у Кашиной.