Прогулочный пароход
Двигатель парохода вращал гребные колеса, которые размещали по бортам судна или на его корме. Плицы пароходных колес били по воде поднимая массу брызг, придавая судну сходство с ребенком, который учится плавать. Да и сами пароходы были маленькими суденышками. По сравнению с большими парусными кораблями — крейсерами и линкорами — они казались крошечными гномиками, к тому же вечно чумазыми из-за чадящей трубы паровой машины.
Бывалые моряки с недоверием смотрели на стремление пароходов обогнать парусники. Но и сами пароходы еще долгое время на всякий случай оборудовали мачтами и парусами. Первым пароходом, пересекшим Атлантический океан, было американское судно «Саванна» (1819) с бортовыми гребными колесами; однако большую часть пути оно шло под парусами. Лишь в 1838 году британский колесный пароход «Сириус» пересек Атлантический океан без помощи парусов. А в 1840-х годах на смену колесам пришли гребные винты, существенно улучшившие мореходность пароходов, которые стали быстрыми, маневренными, бесшумными. Именно тогда и пробил последний час парусных кораблей — они зависели от воли ветра, а пароходам не мешал ни ветер, ни штиль. К началу 20 века винтовые пароходы практически вытеснили парусные суда с основных морских путей.