Пароходы | История пароходства

  • РЕЧНОЙ ТУРИЗМ СТО ЛЕТ НАЗАД : ЛИСТАЯ СТАРЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

    Увеличивающееся с каждым годом количество путешествующих по Волге подало мне мысль издать настоящий путеводитель.

    Этими словами начинается «Путеводитель по Волге» А. Безчинского, изданный в 1904 году и содержащий уникальные сведения о Волге, о прибрежных городах и о путешествиях на пароходах того времени. Приведенные ниже отрывки из путеводителя понравятся читателю, интересующемуся историей путешествий на пароходах по Волге.

    Они дают представление о том, каким был речной туризм сто лет назад: что-то осталось прежним и в наши дни, а что-то безвозвратно изменилось.

    С каждым годом Волга привлекает к себе все большее количество путешествующих. В самом деле, трудно указать более счастливое сочетание условий, которое делало бы, как на этой реке, путешествие столь же поучительным, сколько полезным для здоровья и приятным. Севши на пароход в Твери, путник в продолжение двух недель увидит столько краёв и получит столько впечатлений, сколько ему не довелось получить, быть может, за всю жизнь.

    Другое, также огромное значение имеют поездки по Волге для здоровья, представляя несравненное средство для отдыха и укрепления при переутомлении, малокровии, слабогрудости, расстройстве нервной системы и т. д. Пребывание на чистом воздухе, сравнительное затишье в окружающей местности вместе с близостью к природе и разнообразием впечатлений успокоительно действует на физические и моральные силы.

    Однако имеются некоторые условия, мешающие спокойствию речного путешествия, главнейшее из них — отчаянные и пронзительные свистки и рев, которые обмениваются между собой днем и ночью встречающиеся пароходы. Эти отвратительные свистки, конечно, возможно было бы заменить какими-нибудь другими сигналами, менее раздражающими, если бы пароходные компании занялись этим вопросом.

    Билеты продаются на пристанях (конторках), на самих пароходах, а в Рыбинске и Нижнем Новгороде — и на вокзалах железной дороги, где багаж со станции железной дороги на пароход перевозится бесплатно. Кроме того, продажа билетов производится в Санкт-Петербурге, в Москве, в правлениях и конторах обществ, на городских железнодорожных станциях Петербурга и Москвы и т. д.

    На промежуточных пристанях билеты I и II классов начинают продаваться лишь по прибытии парохода, когда выясняется количество свободных мест. Отсутствие берегового телеграфа препятствует получению этих, а равно и многих других сведений легко и заблаговременно.

    Пароходные пристани (конторки) в большинстве неудовлетворительны. Помещения для пассажиров тесны, плохо вентилируются. Особенно ощутительны эти неудобства на второстепенных пристанях. Очень часто из имеющихся двух почти не отличающихся между собой комнат для пассажиров I и II класса одна — I класса — держится на запоре и отпирается лишь для отдельных лиц, по протекции, а все пассажиры I и II классов теснятся в единственной комнате II класса. На «конторках» часто ощущается недостаток питьевой (переваренной) воды. На больших пристанях, особенно же в Нижнем Новгороде, удобств больше. На начальных и пересадочных пристанях можно, взявши билет, поместиться на пароходе заблаговременно, даже накануне отъезда, если пароход у пристани.

    У Твери Волга имеет ширину 100 саженей, а например под Симбирском — до 2 верст. Естественно, что в зависимости от ширины и многоводия плесов Волги находятся и размеры пароходов. В этом отношении последние делятся на три категории: 1) на небольшие пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, 2) пароходы средних размеров на плесе Рыбинск — Нижний и 3) огромные пароходы на плесе Нижний — Астрахань.

    Пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, небольшие и непохожие на тех гигантов «американцев», которые совершают рейсы на нижнем плесе реки. На больших пароходах среднего и нижнего плеса разница между помещениями I и II классов незначительная, — на малых же пароходах тверского плеса она является довольно резкою: во II классе этого плеса большей частью нет кают-компаний, и сами помещения отличаются и меньшими удобствами и меньшей чистотой по сравнению с помещениями II класса нижнего плеса.

    К общим неудобствам тверских пароходов следует отнести нахождение пассажирских помещений под палубным балконом, вследствие чего ходьба на балкон и особенно нагрузка и выгрузка товаров происходят над головой пассажира, причиняя ему часто, даже ночью, беспокойство.

    Кроме того, на палубе тверского парохода нет защиты от ветра, в то время как на пароходах среднего и нижнего плеса всегда можно укрыться от него, смотря по его направлению, либо на правом, либо на левом балконе палубы. В виду сказанного лица слабонервные, желающие возможно большего покоя, лучше сделают, если начнут поездку по Волге от Рыбинска, откуда начинают ходить трехэтажные пароходы.

    Но тому, кого не затрудняют указанные неудобства, мы усердно рекомендуем начать поездку по Волге именно с тверского плеса, потому что тогда он получит полное и цельное представление о величайшей реке России и Европы и только тогда он познакомится с колыбелью русской истории и русского быта.

    Правда, тверской плес однообразнее пейзажами и природой, нежели средний, но он все же прекрасен, а ознакомление с этой древне-русской землей, с ее обликом, ее историческими местами, ее современным культурным и экономическим состоянием не может не привлекать культурного человека, любящего родную землю и желающего познакомиться с нею. В частности уже ради посещения Углича стоит совершить поездку по тверскому плесу.

    В верхнем плесе в середине лета часто вследствие наступившего мелководья пароходное движение прекращается на неопределенное время.

    Главнейшие пассажирские пароходства на Волге следующие: общество «Кавказ и Меркурий», компания «Надежда», общества «По Волге» и «Самолет», последнее — единственное пароходство, содержащее рейсы от Твери до Астрахани. На плесе Тверь — Рыбинск действует только общество «Самолет», отправляющее в каждом направлении по два парохода в день. На плесе Рыбинск — Нижний Новгород действуют: 1) общество «Самолет», 2) компания «Надежда» и 3) пароходство Кашина. Первые два — по два раза в день, последнее — один раз. На этом плесе пароходы приблизительно одинаковых размеров и устройства.

    От Нижнего Новгорода до Астрахани пароходы общества «Самолет» другие: большие, чем на плесе Рыбинск. Некоторые из пароходов «Надежды» ходят от Рыбинска до самой Казани, также и пароходы Кашина. Между Нижним и Астраханью ходят по 4 раза в неделю огромные пароходы компании «Надежда», бывшие Зевеке, представляющие с собой по отношению к первым двум, а отчасти и третьему классам положительно плавающие дворцы. Эти пароходы самые роскошные и комфортабельные на Волге. Ход их несколько медленнее, чем пароходов других фирм, и стоянка у больших портов продолжительнее.

    Другие пароходства, содержащие рейсы между Нижним и Астраханью — «Кавказ и Меркурий» и «По Волге». Пароходы «К. и М.» разделяются на две категории: на скорые (почтовые), отходящие по три раза в неделю в каждом направлении, и товаро-пассажирские — по четыре раза в неделю. Скорые — самые быстроходные по Волге, с малыми стоянками, и принадлежать к большим и роскошным. Товаро-пассажирские пароходы «К. и М.», хотя меньше скорых, но все же велики и удобны: ход их медленнее и стоянки значительно дольше, чем у скорых.

    У общества «Кавказ и Меркурий» существует соглашение с пароходством Кашина для прямого сообщения с Верхней Волгой. Рейсы обоих пароходств согласованы.

    Пароходы общества «Самолет», несмотря на свою почтовую службу, нередко идут с большим опозданием, имея тенденцию не отказываться от приема запоздалого груза. Почтовые же (скорые) пароходы общества «Кавказ и Меркурий» относятся к расписанию строже.

    Как на одно из волжских неудобств можно указать на отсутствие в отношении пароходных расписаний единого времени подобно принятому на железных дорогах — петербургскому времени: на Волге пароходы отходят от каждой пристани по местному времени, что ведет подчас к недоразумениям.

    Помещения состоят из одноместных, двух, трех и четырехместных кают, каждая с электрическим освещением, умывальником и пр., и общих помещений, отдельно мужских и женских. Пассажир, купивший билет с правом (без доплаты) на отдельную каюту, получает из кассы пристани ключ от нее. Во многодневном плавании отдельная каюта — неоцененное удобство: пассажир в сущности имеет собственную квартиру. В холодное время пароходы отапливаются паром.

    При большом наплыве пассажиров, обыкновенном в начале лета и в нижегородскую ярмарку, отдельных кают часто не хватает, и часть пассажиров I и II классов размещается в общих помещениях, имеющихся как в первом, так и во втором классах, но случается, что и здесь не хватает мест. Общие помещения также удобны: каждому пассажиру полагается койка; имеются столы, умывальники и пр. Освещение везде электрическое.

    Чистота не везде одинаковая: на некоторых второстепенных пароходах диваны (койки) не всегда блещут чистотой, — попадаются клопы.

    На пароходах существует еще четвертый класс для чернорабочих, едущих артелями. Проезд в этом «классе», отличается, правда, большою дешевизной, но зато пароходные администрации не заботятся даже о примитивных удобствах пассажиров, и люди перевозятся совершенно, как скот: четвертоклассные пассажиры обыкновенно помещаются в носовой части нижней палубы на голом полу под открытым небом. Перед страдой, когда крестьяне едут в разных направлениях на заработки, четвертый «класс» часто представляет загон, в котором негде упасть яблоку.

    На пароходах плеса Нижний — Астрахань имеются ванны для бесплатного пользования пассажиров первого и второго, а на некоторых пароходах только первого классов. Но ванное помещение обычно находится подле котла, почему там обычна высокая температура, делающая для лиц, опасающихся простуды, пользование ванной рискованным.

    На всех плесах Волги не только весною, но и летом, случаются холодные ветры и вообще резкие падения температуры, поэтому туристу необходимо запастись теплым платьем.

    Такса на проезд двоякая: на пароходах общества «Самолет», «По Волге» и на скорых пароходах общества «Кавказ и Меркурий» такса общая. По этой таксе проезд от Нижнего до Астрахани (5 или 6 суток) — стоит в I классе 21 рубль, во II классе 13 р. 50 к., в III классе 6 рублей. На товаро-пассажирских пароходах общества «Кавказ и Меркурий» такса для первых двух классов пониженная: билет от Нижнего до Астрахани (7 дней) в I классе стоит 18 р. 90 к., во II классе 12 р. 15 к., в III классе 6 рублей. Тариф компании «Надежда» еще ниже.

    Стоимость продовольствия на всех пароходах почти одинаковая и, в общем, недорогая. Обед из 4 блюд стоит обычно 1 р., из трех — 80 коп., обед, завтрак и ужин из 2-х блюд — 60 к. Порционная карта — ниже средних ресторанных цен. Понятную особенность пищевого режима на волжских пароходах составляет рыбная пища: селянка, уха или другие блюда из свежей осетрины или стерляди, превосходно приготовленные, стоят 50-60 к. за сытную порцию.

    Приятную особенность большинства пароходных прейскурантов составляет стоимость крепких напитков: всего на 20-25% выше погребной. На пароходах удобно пить чай со своим чаем и сахаром: кипяток с посудой подается за 5 коп. за каждое лицо (за прибор). Кипятку можно требовать без приплаты сколько угодно.

    Большой недочет в плавании по Волге составляет отсутствие удовлетворительной питьевой воды: волжская вода загрязнена всевозможными отбросами и нефтью и для питья совершенно непригодна. Хотя на пароходах ее фильтруют, но неудовлетворительно, поэтому приходится удовлетворять жажду пивом, квасом (хлебный 10 коп. бутылка), газированными водами и чаем.

    Кухня и цены для I и II классов общие, но столовые — отдельные. Пассажирам III класса отпускаются кушанья по той же карте со скидкой 20%, но для них есть и удешевленный обед, попроще, за 20 к. при заблаговременном заказе на несколько лиц. Обычно за требуемое из буфета или кухни расплачиваются сразу по выходе с парохода по предъявленному счету, на обратной стороне которого печатный прейскурант.

    Кроме того, съестные припасы можно покупать почти на всех пристанях, то есть несколько раз в день. В больших городах у самых пристаней имеются разные закусочные лавки, и вообще у парохода на всех более-менее значительных пристанях женщины и дети продают хлеб, яйца, молоко сырое и кипяченое, часто жареную птицу и рыбу, ягоды, фрукты и пр. Все это в общем дешево.

    Постельное белье (2 простыни и наволока) — 25 коп.

    Некоторые пароходства продают обратные билеты со скидкой с цены в оба направления 15% (сроком на 2 месяца), и, по желанию пассажиров, выдают особые билеты (сроком на 1 месяц), дающие право остановок в промежуточных пристанях. Дети до 5 лет провозятся бесплатно, от 5 до 10 лет за полцены.

    Хотя пароходные правила и гласят, что каждый пассажир может иметь при себе подушку и саквояж вестом не более пуда, однако это обыкновенно не соблюдается, и администрация волжских пароходов не делает придирки к пассажирам за багаж, лишь бы только он помещался под столом или на занятом диване.

    Провоз собак разрешается на палубе под наблюдением владельца без права ввода ее в пассажирские помещения и с платой как за два пуда багажа.

    На пароходах имеются шкапы с книгами, обыкновенно случайными, за которыми следует обращаться к помощнику капитана; на лучших пароходах есть газеты, имеется пианино. На всех пароходах имеются довольно полно составленные аптечки для бесплатного пользования всех пассажиров.

    Лучшее время для путешествия по Волге — это май и начало июня. В это время веет приятной прохладой, нет жаров, бывающих в середине лета и очень ощутимых даже на пароходе. Вместе с тем в начале лета река многоводна, и плавание не нарушается бесчисленными перекатами и мелями. В бездождные годы маловодье посреди лета принимает иногда критический характер: баржи приходится отправлять для меньшей осадки в воде с неполным грузом, большие пароходы заменять маленькими.

    Кроме, собственно, волжских пароходов от Нижнего начинаются рейсы пароходств, действующих на Каме, Уфе и Вятке. Крупнейшие камские пароходства — Любимова и Братьев Каменских, отправляющие пароходы от Нижнего до Перми с остановкой в Казани и попутных пристанях: первое — два раза в день, второе — один раз в день. Затем следует пароходство Курбатова (наследницы О.П. Карповой). От Нижнего до Вятки содержит рейсы пароходство Булычева. От Нижнего до Уфы — пароходство Якимова. Между Казанью и Астраханью совершают ежедневные рейсы пароходы Купеческого общества. Для путешествия по Волге эти пароходы пригодны менее других благодаря разным недочетам в удобствах и чистоте содержания.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >