Пароходы | История пароходства

  • Зарождение пароходства

    Мало кому известна выдержка из документа, найденного 27 августа, 1825 г. архивариусом Королевского архива Simuncas (Испания) Томасом Гонзалесом (Thomas Gonzales) в реестре основных документов посвященных Каталонии за 1543 г. (раздел военных и военно-морских сообщений):
    «Бласко де Гарей (Blasco de Garay’s, 1500-1552 гг.), капитан флота, предложил в 1543 г. императору и королю Испании Карлу V машину для передвижения больших лодок и кораблей даже при спокойной погоде без весел или парусов. Несмотря на препятствия и оппозицию проекту, император приказал провести испытания, что и было сделано в порту Барселоны на 17-м дне в месяце июне года 1543».

    Де Гарей не объяснил принципа работы своего механизма: видно было только, что там был большой медный котел с кипящей водой и вращающиеся колеса по бортам судна. Испытания были проведены на корабле водоизмещением в две сотни тонн под названием «Троица» («Trinity»), капитан Петер де Сказа (Peter de Scarza), который пришел из Колабрии с грузом зерна для Барселоны. В соответствии с приказом Карла V губернатор Генри де Толедо (Henry de Toledo) и Педро де Кордова (Pedro de Cordova) казначей двора, вице-канцлер и интендант Каталонии засвидельствовали испытания.
    «….Как только испытания были проведены, де Гарей снял машину и забрал ее себе, оставив в арсенале Барселоны только ее деревянные части».
    В сообщении, сделанном императору, это исключительное изобретение одобрялось, особенно ввиду скорости и способа установки машины на судне, не требующего никаких переделок. Однако казначей двора, главный враг проекта, не рекомендовал ее для использования на флоте. По его мнению, несмотря на то, судно показало достаточно высокую скорость, пройдя за три часа около двух лиг, сама машина была слишком сложна и дорога и, кроме того, она могла быть разрушена при взрыве котла.
    Появление этого архивного документа вызвало сомненения не только в достоверности общеизвестной хронологии становления паровой энергетики на флоте, но и в изобретательском приоритете Дж. Уатта на паровую машину. Споры по этому поводу не прекращаются по настоящее время (2007 г.).
    Cторонники приоритета Дж. Уатта придерживаются мнения, что принцип работы двигателя «Троицы» больше соответствует схеме, предложенной итальянским инженером Джовани Бранка из Лоретто (Giovanni Branсa) в 1629 г.
    Сторонники приоретета де Гарея, указывают на то, что промышленность того времени не могла создать котел с характеристиками, позволяющими использовать любой вариант паровой турбины с противодавлением для движения судна водоизмещением в 200 т.
    В настоящее время оппонентами и защитниками общепринятой точки зрения на судовое паровое двигателестроение достигнуто следующее соглашение — приоритет паровой машины капитана Бласко де Гарей будет признан, если будет найдено доказательство существования в 1543 г. планетарного или кривошипно шатунного механизма, необходимого для преобразования поступательного движения поршня во вращательное бортовых колес необходимого для использования парового цилиндра, построенного по схеме Уатта. (Сегодня имя «Blasco de Garay» носит одна из улиц Барселоны.)

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >