Где будем строить пароходы?
Разговоры о создании холдинга в России с тремя субхолдингами проводятся уже почти год. Предполагается, что два субхолдинга будут настроены на новое построение судов и частично на ремонт судов – Балтийский (надводный) и Северный (подводный флот), а Дальневосточному флоту в самом начале поставлена задача проводить ремонт судов. Акценты поставлены, верно, исходя из тех реальных возможностей, которыми располагают территории.
Заводы в Приморском крае исторически специализировались на ремонте судов. Строительством судов занималось лишь одно предприятие – бывший Владивостокский завод судостроения, сейчас «Восточная Верфь». Правда, еще кое-где занимались небольшим построением судов, к примеру, на Находинском заводе по ремонту судов. Но производства по сериям не было, несмотря на то, что морскому флоту России крайне необходимо обновление. Так, к примеру, на Дальнем Востоке под флагом России и контролем Морского регистра судоходства Российсекой Федерации эксплуатируется примерно две целых пять десятых тысячи судов. Каждый год из состава морского флота выходит двести-триста единиц. Процесс ускоряется, т.к. средний возраст судов достигает двадцати пяти лет.
Хозяин судов был бы рад построить новое судно на верфях России. Но цены в отечественном построении судов уже давно стали неродными. Для того, чтобы построить судно дедвейтом в тысячу тонн, будет нужно не менее одного миллиона долларов. Новое судно полностью окупается за пять – восемь лет. Свободными средствами в таких размерах владельцы судов не владеют, по этой причине вынуждены брать кредиты в банках России под очень большие проценты – восемнадцать – двадцать процентов годовых. А когда устанавливается ставка процентов в размере восемнадцати процентах годовых, цена такого судна увеличивается до трех целых пяти десятых миллиона. При такой стоимости судно и до конца своей нормальной эксплуатации (двадцать два – двадцать четыре года) не окупится.
Кто же будет строить под кредиты в банке России? Да и где собираемся строить? На заводах нет должного количества квалифицированных рабочих. Надо воссоздать систему профтехобразования, но кто ее станет оплачивать? Ранее училища владели государственной основой и дотировались предприятиями, для которых приготавливались кадры. Современного собственника невозможно заставить лишнюю копейку выделить…
В ремонте судов были свои проблемы. Поражает близорукость руководителей предприятий по ремонту судов, которые рубили сук, на котором сидели.