Пароходы | История пароходства

  • Загадочное Восточно-Сибирское речное пароходство

    63-146Это – история далекой Восточной Сибири, написанная водой, потому что без развития водного транспорта просто невозможно было создать города, построить заводы и обеспечить людей. Но при этом история почти не изучена – написанная водой и на воде, она словно никого не интересует, хотя и хранит в себе немалое количество тайн.

    Единственный путь

    Становление транспорта по реке проводилось одновременно с переселением россиян на новые земли. Сибирь – дело сложное, и с дорогами там даже сегодня проблема. Так что путешествие по водным артериям порой становилось единственно возможным. Жители будущих городов, в XVII веке еще зарождали будущее сибирское речное пароходство – строили плоты, судна, небольшие струги и лодки – причем порой на них передвигались до самого Байкала. Судов строили немного. В начале XVIII века к примеру, в флоте Иркутска было два дощаника и не более пяти лодок. Но уже спустя несколько десятилетий тут были построены двадцать пять судов. А в конце века появилось и адмиралтейство, и школа. В XIX веке работа его пришла в застой, и государство отказалось от работы в области Иркутска – дальнейшее создание пароходства по сибирским рекам заслуга частных лиц.

    Начало пароходства

    Сибирский речной потенциал привлек внимание купцов, и в середине того же XIX века. Мясников первым получил право на его организацию, и уже через пару лет стал строить свой первый пароход, пригласив опытных механиков. В 1844 году появились и первые суда. Спущенные на воду пароходы с названиями в честь представителей августейшего семейства, совершали рейсы по Ангаре. Стоимость проезда была высокой из-за монополий. Но развитие шло, и уже через десятилетие на реке появилось нового пароходство. Оба носили название Байкальского, хотя были сибирскими речными пароходствами – и оба работали на Ангаре, озере и даже на Селенге. После длительных прений и гонки купцов за право перевозок императорским указом было учреждено акционерное общество – и выдана привилегия. 17 августа 1885 года считается временем основания современного акционерного общества.

    Развитие и становление

    Флот принимал участие в становлении и строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали – и хотя рассматривалось оно чиновниками парохода как конкурентный способ передвижения, наоборот, потребность в речных судах с появлением дороги возросла. XX век был периодом активного развития пароходства, и хотя оно пострадало во времена гражданской войны, уже к тридцатым годам пошло восстановление судового хозяйства, построили флот для заграничных перевозок. В советское время паровой флот был заменен полностью, а в XXI веке холдинг, включивший в себя пароходство, вывел его из кризиса, и сегодня на воду спускается огромное количество новых судов.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >