Пароходы | История пароходства

  • Броненосная батарея “Не тронь меня”

    Опыт Крымской войны 1853-1856 годов и гражданской войны в США 1861- 1865 годов наглядно показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли не могли уже соперничать с появившимися и быстро совершенствовавшимися паровыми судами, покрытыми мощной броней. Поэтому все основные морские державы лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. Не была исключением в этом и Россия.

    Уже в сентябре 1861 года на Балтийском заводе в Петербурге была спущена на воду первая в России железная винтовая канонерская лодка «Опыт».

    Однако Россия в то время еще не была способна быстро приступить к созданию мощного броненосного флота. Поэтому на первых порах было решено строить сравнительно небольшие башенные безрангоутные корабли береговой обороны с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в Финском заливе и предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской крепости Кронштадт.

    Не дожидаясь утверждения правительством новой судостроительной программы, морское ведомство летом 1862 года заказало два корабля этого класса — броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня». Первый из них строился в Англии, второй — на Галерном островке в Петербурге. Хотя руководил постройкой «Не тронь меня» англичанин Митчелл, фактически ее строителем был русский корабельный инженер Соболев. Все корпусные работы и монтаж вооружения велись также русскими инженерами и рабочими. Силовой энергетической установкой для строящейся батареи послужила паровая машина, снятая с винтового линейного корабля «Константин».

    11 июня 1864 года «Не тронь меня» была спущена на воду и в 1865 году вступила в строй.
    Броненосная батарея «Не тронь меня»

    Вслед за «Не тронь меня» была построена еще одна броненосная батарея — «Кремль». В 1863 году на нескольких заводах почти одновременно состоялась закладка десяти однобашенных лодок с двумя 229-миллиметровыми нарезными орудиями, бортовой и башенной броней до 280 миллиметров, а также двухбашенная лодка «Смерч».

    В это время уже велась тщательная подготовка к созданию более крупных кораблей — мореходных броненосцев, броненосных и неброненосных фрегатов, способных вести боевые действия в открытом море и на океанских просторах.

    Во всех этих работах немаловажную роль сыграла и плавбатарея «Не тронь меня»- первенец отечественного броненосного судостроения.

    Сделанная из добротных отечественных материалов, «Не тронь меня» 1 февраля 1892 года была переведена в класс броненосцев береговой обороны и находилась в составе флота на протяжении сорока лет.

    Водоизмещение 3494 т; длина 69,4 м, ширина 16,1 м, осадка 4,9 м; мощность паровой машины 1632 л. с.; скорость хода 8 уз. Вооружение: 12203-мм, 2 152-мм и 2 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >