«Георгий Седов» и Северная Земля
Ровно 85 лет назад начался легендарный поход — на вошедшем в историю исследований пароходе полярники совершили невероятное открытие. Найденные очертания Северной Земли были недоступны всем до появления ледокола такого уровня, а его дрейф официально был признан самым длинным за все время мореплавания!
Экспедиция
Летом тридцатого года группа полярников отправилась на север в стремлении найти новые земли, открыть неизведанные красоты и подарить своей стране славу. Выбранное ими судно давало те возможности, коими не была наделена ни одна экспедиция до этого. Великолепный «Георгий Седов», названный в честь полярника-исследователя, отправился на остров Гукера. Экипаж начал изучение островов и строительство, а в августе направился и дальше, чтобы изучить ранее никому не известные районы далекого Северного ледовитого океана.
Пароход на севере смог доставить экспедицию до ранее никому не доступных северных просторов. Ученые и моряки впервые смогли достигнуть северной части Карского моря и нанести его на карту, открыли как минимум два острова и архипелаг, названный или в честь полярника, или в честь любимого ими корабля. На Домашнем, как назвали один из островов, появилась полноценная станция полярных исследователей, и два года там велись работы по изучению необычного мира северных островов.
Пароход-ледокол
Даже среди флота севера России ледокол выделялся. Его конструкция была создана на базе твиндечного типа грузового парохода – не идеального, но лучшего в то время пожалуй, для борьбы со льдами. Корпусу уделили особенное внимание – его обшивку существенно усилили. Как и на большинстве ледоколов, сформировали и ледовый пояс. Расположенный на ватерлинии, он был усилен до 22 миллиметров совершенной стали.
История корабля начинается в Шотландии – задолго до того, как его приобрела Россия и задолго до своего путешествия он использовался в качестве простого грузового судна. Построенный в 1908 году, в возрасте восьми лет он был продан нашей стране, и на протяжении двадцати лет использовался в основном как грузовой корабль. Ученые смогли получить доступ к легендарному кораблю только в двадцатых годах, и с тех пор регулярно использовали его как плавучую базу.
Примечательна также история дрейфа корабля – на севере дрейфовать вообще крайне сложно. А команда «Георгия Седова» еще и не имела нужных навыков и опыта, но им удалось спастись. Тогда ледокол отправился на помощь застрявшим судам, и сам остался во льдах. Его команда провела в плену холода две зимы, более двух лет, 812 дней ледяного ада. Судно за такое терпение получило орден Ленина, его экипаж – звания героев, и по 25 тысяч советских рублей.