Корвет “Витязь”
Заложенный в 1883 году на Галерной верфи в Петербурге, «Витязь» был спущен на воду 23 октября 1884 года и в 1886 году вошел в состав Балтийского флота.
Вскоре после вступления корабля в строй его командир капитан 1 ранга С. О. Макаров получил приказ подготовить судно к переходу на Дальний Восток, и 31 августа 1886 года корвет покинул Кронштадт. Совершив за семь с половиной месяцев кругосветное плавание, «Витязь» прибыл в японский порт Иокогама, где присоединился к русской эскадре Тихого океана.
После продолжительной стоянки на рейде корвет был отправлен в отдельное плавание в северную часть Тихого океана для крейсерства перевозок, осмотра портов и якорных стоянок, а также производства гидрографических и гидрологических работ.
В декабре 1888 года, выполнив задание, «Витязь» отправился в обратный путь и 20 мая 1889 года, оставив за кормой воды Тихого, Индийского и Атлантического океанов, Красного, Средиземного, Северного и Балтийского морей, благополучно возвратился в Кронштадт.
Имея богатый опыт исследований при изучении Черноморских проливов и Средиземного моря во время командования пароходом «Тамань» в 1881-1882 годах, талантливый ученый и выдающийся флотоводец С. О. Макаров на протяжении полутора лет плавания проводил систематические гидрологические наблюдения в океане. Результаты исследований Макаров впоследствии подверг тщательной научной обработке и анализу, сопоставив их с наблюдениями семидесяти восьми других кораблей и судов. В итоге в 1894 году появился двухтомный труд «Витязь» и «Тихий океан», удостоенный премии Академии наук и золотой медали.
В 1891 году корвет под командованием капитана 1 ранга С. А. Зарина вновь направился на Дальний Восток, но 28 февраля 1893 года при производстве гидрографических работ в районе порта Лазарева у побережья Кореи в штормовую туманную погоду сел на подводные камни. Все попытки спасти аварийный корабль не увенчались успехом.
Ценность научных исследований, проведенных на «Витязе», получила всеобщее признание. Имя русского парового корвета «Витязь» (1 февраля 1892 года он был переведен в класс крейсеров 1 ранга) вместе с именами девяти других экспедиционных судов разных стран, прославившихся исследованиями Мирового океана, высечено на фронтоне Океанографического музея в Монако.
В наше время славные научные дела своего знаменитого предшественника на протяжении трех десятилетий продолжал флагман эскадры экспедиционно-океанографических судов Академии наук СССР теплоход «Витязь».
Водоизмещение 3200 т; длина 80,8 м, ширина 13,7 м, осадка 5,5 м; мощность главных механизмов 3000 л. с.; скорость хода максимальная 14 уз. Вооружение: 10 152-мм, 4 четырехфунтовых и 10 47-мм орудий. Экипаж 372 человека.