Пароходы | История пароходства

  • Миноносец «Стерегущий»

    63-136История этого корабля – еще один пример храбрости русских моряков во время русско-японской войны. Героический выбор команды корабля позволил им выполнить приказ, пусть и ценой собственной жизни, а также не позволить, чтобы судно, на котором они служили, было захвачено противником.

    До схватки

    Когда началась русско-японская война, и еще не началась та самая осада Порт-Артура, в его порту стояли многочисленные русские корабли. В том числе и «Стерегущий», миноносец стандартной комплектации, построенный примерно за год до этого, то есть новенький, фактически с иголочки. Он вошел в состав военного флота буквально в тот же год, когда был спущен на воду, и сразу отправлен в Сибирь. Задания, что давались миноносцу «Стерегущий», были разнообразными вплоть до того момента, когда ему приказали отправиться на обследование восточного побережья, где, по данным разведки, планировалось высаживать десант. Фактически были отправлены сразу два корабля, оба типа миноносец.

    Битва

    В день 26 февраля 1904 года они как раз проводили патрулирование. Но не повезло, и на пути оказались четыре корабля противника, все имеющие столько же вооружения и фактически такого же типа, как и разведчики России. Естественно, японцы приняли решение уничтожить вражеские суда, и имея численный перевес, начали развертывание с целью захвата вражеских судов. Видя, что бой неизбежен, русский капитан второго ранга начал поворачивать корабль на противника, и первым открыл огонь, двигаясь при этом на полном ходу. Точно так же поступил и героический крейсер, вступив в бой вторым. Вскоре прибыли и легкие крейсера противника. Они имели подавляющее преимущество – и конечно достаточно активно атаковали. Капитан второго ранга, инициировавший сражение, на своей машине дал полный ход, пошел на прорыв, и фактически пройдя через осаду, смог отбыть в Порт-Артур. Его товарищ оказался в сложной ситуации.

    Гибель парохода

    Причиной проблем было повреждение машины – разогнаться корабль попросту не мог. И он продолжал отстреливаться из всех орудий, и вести заведомо проигрышный бой, потому что не мог сдаться. Еще в первые минуты боя командир корабля, умирая от ранения, истекая кровью, лишь об одном просил – чтобы судно не сдавали. И этот приказ был выполнен. Разрушение от пары снарядов парового котла остановило судно, рулевой и командир были убиты выстрелом в рубку. Почти все офицеры погибли. Но экипаж взял Андреевский флаг, приколотил его к дереву мачты, как знак сражения до самой смерти. Сигнальщик, умирая, смог отправить за борт секретные коды. Мичман расстреливал противников из единственного уцелевшего орудия. Противник уже был намерен взять судно как трофей, но тут машинист и матрос, единственные, кто еще был жив, бросились вниз. Открытые кингстоны утянули судно на дно вместе с двумя героями.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >