Пароходы | История пароходства

  • Пароходофрегат “Владимир”

    В самом начале Крымской войны 1853-1856 годов корабли русского Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. В то время, как парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора.

    Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат «Владимир», спущенный на воду с эллинга Николаевского адмиралтейства 10 марта 1848 года. Командовал пароходофрегатом Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.
    Пароходофрегат «Владимир»

    В начале ноября 1853 года, крейсируя у мыса Калиакрия и не обнаружив противника, «Владимир» под флагом В. А. Корнилова направился к анатолийскому побережью на присоединение к эскадре П. С. Нахимова. 5 ноября в предрассветном тумане в северной части горизонта был замечен дым неизвестного парохода, шедшего в направлении Севастополя. Устремившись полным ходом в погоню, «Владимир» вскоре догнал судно, оказавшееся десятипушечным турецким пароходом «Перваз-Бахри», и, сблизившись с ним на расстояние орудийного выстрела, первым открыл артиллерийский огонь.

    Установив в ходе боя, что турецкий корабль не имеет в кормовой части орудий, Г. И. Бутаков, пользуясь преимуществом в скорости хода, построил маневрирование пароходофрегата таким образом, чтобы все время держаться в кильватере у противника. Для повышения боевой мощи на «Владимире» часть орудий была перенесена на нос, что дало возможность вести огонь по неприятельскому пароходу сразу из нескольких пушек.

    Меткими попаданиями русские моряки вывели на «Перваз-Бахри» из строя рулевое управление, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. После трехчасового боя турецкое судно было вынуждено застопорить ход и спустить флаг. Захваченный в плен, турецкий пароход на буксире у пароходофрегата «Владимир» был приведен в Севастополь, а затем под наименованием «Корнилов» введен в состав русского Черноморского флота.

    Действия экипажа «Владимира» и мастерство его командира были высоко оценены В. А. Корниловым, который писал: «Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах, действия артиллерии были быстры и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное, на неприятельском судне».

    В последующем, во время осады Севастополя, «Владимир» активно действовал против вражеских кораблей, а также отражал многочисленные атаки англо-французских войск на позиции защитников города. Когда же русские войска были вынуждены оставить главную базу Черноморского флота, героический пароходофрегат в ночь на 31 августа 1855 года был затоплен.

    Обобщив опыт боевого применения «Владимира» и других паровых кораблей в годы Крымской войны, Г. И. Бутаков, ставший впоследствии адмиралом, создал исследование «Новые основания пароходной тактики», явившееся основным документом для моряков российского флота по боевому использованию паровых и броненосных судов.

    Водоизмещение 1713 т; длина 61 м, ширина 11 м; мощность паровой машины 400 л. с.; скорость хода 12 уз. Вооружение: 7 орудий среднего и малого калибра.

    (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','https://www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-83022057-1', 'auto'); ga('send', 'pageview'); >