Пассажирский пароход “Нордж”
Скандинавские рыбаки называют эту скалу по разному: Скала, Гранитный клык, Каменный утюг. Она и вправду похожа на одинокий зуб торчащий из ненасытной пасти Северной Атлантики. Скала называется Роколл (Rockall). Высота скалы составляет 21 м, основание у воды имеет 30 м в длину и 24 м в ширину. Восточный склон скалы почти отвесный и имеет небольшую вогнутость, остальные склоны выпуклые.
На счастье мореплавателей, Роколл оказался в стороне от морских дорог и обитаемых берегов. В странах Северной Европы о Роколле ходили легенды. Но видеть его доводилось в основном рыбакам, хотя взглянуть на эту удивительную скалу хотелось многим.
22 июня 1904 года из Копенгагена в Северную Америку отправлялся в очередной рейс пассажирский пароход Нордж водоизмещением 3320 тонн. Корабль был построен в 1881 году в Шотландии, на верфях Клайда. Этим трансатлантическим рейсом он должен был доставить в Нью-Йорк более 700 пассажиров. Сейчас уже никто и никогда не узнает, кто из них сумел уговорить капитана Ганделла проложить курс вблизи Роколла. До этого в течении почти двадцати лет Нордж, обслуживая регулярную Скандинавско-Американскую линию, никогда не приближался к Гранитнуму Клыку ближе, чем на 160 км. Но на шестой день плавания, 28 июня, перед рассветом Нордж оказался на подходе к Роколлу. Небо со всех сторон было затянуто облаками, дул сильный норд-вест. Накануне штурманы парохода не сумели определиться по звездам из-за низкой облачности, и судно шло по счислению со скоростью 8,5 узлов. Капитан Ганделл поднялся на мостик и ждал появления Роколла. Пассажирам было объявлено, чти с минуты на минуту по правому борту они смогут увидеть чудо природы.
Часы в штурманской рубке показывали 7:45, когда судно дрогнуло и почти потеряло ход. Через секунду второй удар в днище сотряс судно так, что люди не смогли устоять на ногах. Нордж остановился. Его носовая часть поднялась из воды, но машины продолжали работать на передний ход. Капитан приказал механикам переключить двигатели на задний ход. Только после этого он распорядился, чтобы лотом измерили глубину вокруг корабля и произвели замеры в льялах.
Именно так и была совершена трагическая ошибка. Отдавая команду дать задний ход, капитан не знал характера повреждений подводной части судна. Лот показал глубину два метра — корабль наскочил на один из подводных рифов. Быстро были включены паровые помпы, однако корабль продолжал оседать носом, вода прибывала быстрее, чем насосы успевали ее откачивать. На пароходе было шесть водонепроницаемых переборок, которые были немедленно задраены. Эта мера ни к чему не привела — днище корабля и второе дно были повреждены в районе форпика, трюма №1 и трюма №2 — вода поступала во все эти отсеки. Заделать пробоины было невозможно из-за уложенного в трюмах груза. Судно было обречено.
На палубе парохода толпилось около восьмисот человек. Корабль продолжал погружаться носом в воду. Пассажиры с экипажем отступали в корму, которая все выше и выше поднималась из воды. На шлюпочной палубе слышались крики, стоны, рыдания и проклятия. Команда корабля не знала, по каким шлюпкам расписаны пассажиры. Всего удалось спустить на воду семь шлюпок и сбросить спасательные плоты. Места в шлюпках хватило немногим, большинство людей оставалось на палубе парохода. Через двенадцать минут после катастрофы, пассажирский пароход Нордж скрылся под водой. Повсюду плавали люди и обломки. Из спущеных на воду шлюпок на плаву осталось всего три — остальные перевернулись. На одну из этих шлюпок был поднят капитан Ганделл. Капитан принял командование и направил шлюпку к острову Сент-Килд. На шлюпке находился 61 человек. На второй шлюпке так же находился 61 человек, на третей — 32. Со шлюпок дважды видели проходящие мимо корабли, но не смогли привлечь их внимание. На пятый день плавания немецкий пароход Энергия подобрал шлюпку в которой находился капитан Ганделл. Пассажиров второй шлюпки спас экипаж рыболовного траулера Сильвия. Третья шлюпка была спасена пароходом Сернова. После спасения людей, траулер Сильвия полным ходом пошел к месту катастрофы. На месте трагедии были обнаружены лишь обломки и трупы в спасательных жилетах.
Из 774 человек пассажиров и членов экипажа пассажирского парохода Нордж остались в живых лишь 120 человек. 634 человека — такова цена любопытства, приведшая к этой трагедии.