Цусимское сражение 14-15 мая 1905 года.
Обстановка, сложившаяся во время войны, потребовала увеличения флота на Дальнем Востоке. В апреле 1904 г. было принято решение послать туда из Балтийского флота 2-ю Тихоокеанскую эскадру для усиления 1-й Тихоокеанской и завоевания господства на море. Формирование и подготовка эскадры проходили в Кронштадте и Ревеле (Таллин) с апреля по сентябрь. В конце сентября она перешла в Либаву (Лиепая), а оттуда 2.10. 1904 под командованием контр-адмирала З. П. Рожественского вышла в море.
Условия перехода эскадры были исключительно трудными,
так как на всем ее пути Россия не имела ни одной военно-морской базы, а некоторые государства под давлением Англии отказывались снабжать русские корабли топливом и продовольствием и запретили им заходить им в свои порты. Это вынудило Морское министерство послать вместе с эскадрой большое количество транспортов с углем, водой и продовольствием, плавучую мастерскую «Камчатка», госпитальное судно «Орел» и буксирные суда.
21.10 в Танжере эскадра разделилась на два отряда. 1-й отряд под командованием Рожественского, состоявший из новых броненосцев, пошел вокруг Африки. 2-й отряд под командованием контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама направился через Средиземное море к Суэцкому каналу. Из-за больших переходов приходилось брать увеличенные запасы угля и других грузов, что сильно ухудшало мореходные качества кораблей. Однако у южной оконечности Африки корабли выдержали сильный шторм.
16.12. отряд Рожественского встал на якорь у северо-восточного побережья о. Мадагаскар, а 27.12. прибыл в бухту о. Носи-Бе, где соединился с отрядом Фелькерзама. Здесь эскадра простояла до 3.3. 1905. Длительность стоянки была вызвана изменениями в стратегической обстановке: 20.12. 1904 пал Порт-Артур, 1-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать, а в феврале русская армия потерпела поражение под Мукденом. Теперь царское правительство все надежды возлагало на 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Рожественскому было приказано дожидаться прибытия отряда капитана 1 ранга Л. Ф. Добротворского и формируемой на Балтике 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, которые должны были усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Во время стоянки проводились боевая подготовка, учебные стрельбы. 1.2. прибыл отряд Добротворского.
3.3. 1905 эскадра Рожественского, не дождавшись отряда 3-й Тихоокеанской эскадры, вышла в Индийский океан. Только 26.4. у берегов Индокитая к ней присоединился отряд Небогатова. 1.5. эскадра двинулась дальше для прорыва во Владивосток, выбрав самый короткий и самый опасный путь через Корейский пролив. Чтобы отвлечь силы противника, перед входом в пролив 4 вспомогательным крейсерам и 6 транспортам было приказано отделиться от эскадры и следовать в Шанхай, к берегам Кореи и Японии.
Беспримерный в истории мировых флотов труднейший переход большой эскадры разнотипных паровых кораблей, во время которого было пройдено более 18 тыс. миль, был совершен благодаря исключительному мужеству личного состава, хорошей морской подготовке и организации.
В ночь на 14.5. 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив. Обнаружив русские корабли, японский флот под командованием адмирала Х. Того начал развертывание сил, чтобы не допустить прорыва русских во Владивосток и уничтожить их в бою.
В 13 ч 15 мин русская эскадра, следуя в строю 2-х кильватерных колонн, встретилась с главными силами японцев, пытавшимися пересечь ее курс. Японские корабли имели преимущество в мощности артиллерийских орудий (910 стволов против 228) и скорострельности (360 выстрелов в минуту против 134, а также большее фугасное действие снарядов), в скорости (16-18 узлов против 12-13) и в бронировании (в среднем 60 % против 40%).
Японцы сосредоточили огонь по флагманским кораблям «Князь Суворов» (флаг Рожественского) и «Ослябя» (флаг Фелькерзама). В связи со смертью Фелькерзама за 3 дня до сражения, скрытой от эскадры, чтобы не подрывать ее боевого духа, обязанности 2-го флагмана исполнял командир корабля В. И. Бэр. Около 14 ч 20 мин сильно поврежденный «Ослябя» вышел из строя, а затем затонул. «Князь Суворов», также потерявший управление, также вышел из строя и далее двигался общим курсом самостоятельно. На нем не было передано сигналов о передаче командования.
Вице-адмирал Рожественский был тяжело ранен, и с этого момента эскадра фактически лишилась руководства, но продолжала вести бой, следуя за головным кораблем «Император Александр III» назначенным курсом на Владивосток. В 14 ч 40 мин эскадренный броненосец «Александр III» получил повреждения от огня японских броненосных крейсеров и вышел из строя, а эскадру повел следующий за ним «Бородино».
В 15 ч 05 мин бой прервался из-за тумана, а в 16 ч 05 мин возобновился. В ходе боя головные корабли русской эскадры стали постепенно склоняться сначала на восток, а потом на юг. Русская эскадра, идя на юг, около 16 ч 30 мин встретила отряд русских транспортов и крейсеров, ведущих бой с японскими крейсерами. Обстреляв японцев, эскадра по сигналу Небогатова стала склоняться к северу.
В ходе боя эскадренный броненосец «Князь Суворов», борясь с пожарами и отбивая от атак миноносцев, шел на север. Около 17 ч 30 мин Рожественский с его штабом перешел на миноносец «Буйный». Около 18 ч Рожественский сигналом передал командование Небогатову, но сигнал не был замечен. И только около 19 ч на эскадренном броненосце «Император Николай I» по приказу Небогатову был поднят сигнал «Следовать за мной». Но так как русская эскадра продолжала идти за «Бородино», на нем и был сосредоточен огонь противника. В 19 ч 10 мин «Бородино» опрокинулся и затонул.
После выхода из ордера «Князь Суворов» в течение 1,5 ч сражался с окружившими его японскими крейсерами и миноносцами, ведя огонь из единственного уцелевшего 75-мм орудия. Получив тяжелые повреждения, в 19 ч 30 мин броненосец затонул со всем экипажем.
С наступлением темноты японские миноносцы предприняли ряд торпедных атак. От попадания торпед затонул эскадренный броненосец «Наварин», получили серьезные повреждения эскадренный броненосец «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и крейсер «Владимир Мономах» и были затоплены экипажем. Во время ночных атак были потоплены 3 японских миноносца.
В ночь на 15.5. крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от преследования противника и ушли в Манилу, где и были интернированы властями. Транспорты «Корея» и «Свирь» ушли в Шанхай, «Анадырь» — к острову Мадагаскар.
Рано утром 15.5. миноносец «Бодрый», приняв команду с сильно поврежденного «Блестящего», ушел в Шанхай. В неравном бою с японскими крейсерами и миноносцами погиб миноносец «Безупречный». Крейсер «Изумруд» дал полный ход и прорвался к Владивостоку, но 16.5. в заливе Св. Владимира сел на мель и был взорван экипажем. «Буйный» из-за повреждений машины не мог идти дальше и был потоплен крейсером «Дмитрий Донской».
Под вечер 15.5. командир крейсера «Дмитрий Донской» отказался сдаться врагу, вступил в бой с 6 японскими крейсерами, дошел до Дажелета (Уллындо), где и был затоплен экипажем.
После неравного боя с 2-я японскими крейсерами и миноносцем был затоплен экипажем. Миноносец «Быстрый», преследуемый крейсером и миноносцем, выбросился на берег и был взорван.
Миноносец «Громкий» после боя с 4-я японскими миноносцами, повредив 3 из них, израсходовал боезапас и был затоплен экипажем.
После боя с 2-я миноносцами ушел от противника «Грозный».
В 15 ч 30 мин броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» был обнаружен японскими броненосными крейсерами. Через 40 минут он был утоплен.
Во Владивосток прорвались миноносцы «Бравый», «Грозный» и не имеющий боевой ценности крейсер 2-го ранга «Алмаз».
4 броненосца и миноносец были сданы врагу.
В итоге русские моряки потеряли убитыми, ранеными и попавшими в плен около 10000 матросов, японские потери в 10 раз меньше.
Цусима являлась последним крупным военно-морским событием русско-японской войны. Потеряв весь флот, Россия уже была не в состоянии продолжать войну, и была вынуждена пойти на переговоры, будучи до этого категорически против них.