Пожар на пароходе “Вольтурно”.
Грузо-пассажирский пароход Вольтурно был построен в 1906 году в Шотландии для Канадской Северной пароходной компании. Его длина составляла 130 м, ширина 13 м. Пароход имел валовою вместимость 3600 т и развивал скорость до 13 узлов благодаря паровой машине тройного расширения. Сразу же после ввода в строй судно стало перевозить эмигрантов из Северной Европы с Северную Америку.
2 октября 1913 года Вольтурно вышел в свой очередной рейс на Нью-Йорк. На его борту находилось 564 пассажира и груз — 360 бочек с нефтью, 127 бочек и 287 стеклянных сосудов с химикатами, 1189 кип с торфяным мхом, кипы с джутом, машинное масло, рогожная тара, пенька, джин, окись бария. Большую часть пассажиров составляли эмигранты из Польши, Сербии, Румынии и России. Эмигранты размещались на твиндеках четырех трюмов парохода, более богатые пассажиры — в каютах на спардеке. Пароходом командовал Фрэнсис Инч — 34 летний капитан из Лондона, офицерами судна были англичане и шотландцы, команда состояла из немцев, голландцев и бельгийцев.
Погода не благоприятствовала плаванию — дул сильный северо-восточный ветер, временами переходящий в 7-8 бальный шторм. Из-за этого пассажиры были вынуждены целыми днями оставаться в твиндеках. 9 октября в 6:50, матрос Фридрих Бадтке проходя по палубе заметил, что из-под брезента на люке первого трюма струится желтый дым и наружу пробиваются языки пламени. О начавшемся пожаре немедленно было доложено капитану. Огонь распространялся настолько быстро, что спавшие на твиндеке пассажиры с трудом смогли спастись, выбравшись по кормовым трапам на палубу. В огне погибли трое взрослых и один ребенок.
Немедленно была объявлена пожарная тревога. Капитан приказал радистам быть на местах и запросить все находящиеся поблизости суда. Капитан Инч безошибочно оценивал ситуацию: веверо-восточный ветер силой 8 баллов, пылающий трюм, более 600 человек на борту и опасный груз. Начальник радиостанции начал передовать в эфир азбукой Морзе: «SOS SOS Пароход Вольтурно координаты 49-12 северной 34-51 западной. Сильный пожар в носовой части. Пылают два трюма. Необходима срочная помощь.» В течении часа радиостанция парохода приняла девять сообщений от судов, принявших его SOS. Всем пассажирам были розданы спасательные пояса. Команда парохода в это время пыталась потушить пожар, но не помогли ни углекислотные огнетушители, ни система пожаротушения. В это время в трюме произошел взрыв, пламя взметнулось до клотика фок-мачты. Тушившие пожар матросы отступили к корме. Через считанные секунды произошел еще один, гораздо более сильный взрыв. Взрыв был настолько силен, что вышли из строя машинный телеграф и правая рулевая машина, а в пассажирском салоне и в лазарете обрушилась подволока. Неимоверными усилиями экипажа пламя на время удалось сбить. Но в 8:30 капитану доложили, что пламя перекинулось в угольные бункеры и прекратилась подача угля к топкам. Огонь продолжал отвоевывать у людей и без того ограниченную территорию жизненного пространства. Палуба парохода раскалилась настолько, что человек, даже обутый в ботинки на толстой подошве, с трудом мог на ней стоять. По мере того, как над носовыми трюмами разгоралось пламя, на борту парохода вспыхнула паника. Кто-то пустил слух, что в носовой части парохода прогорели борта и судно скоро затонет. Началась давка и неразбериха. Не дожидаясь разрешения капитана, пассажиры стали стаскивать со шлюпок брезент и занимать в них места, однако как пользоваться талями они не знали.
Видя, что охваченную паникой толпу от шлюпок уже не отогнать, капитан был вынужден отдать команду спускать их на воду. С большим трудом матросам удалось навести кое-какой порядок. Командовать шлюпкой №2 капитан поручил своему старпому. В ней разместили 22 женщины с детьми, нескольких стюардесс, старшего стюарта, гребцов и старшего рулевого. Едва коснувшись воды, шлюпка неожиданно накренилась и все кто в ней был, оказались в воде. С палубы парохода видели, что старпому с матросами удалось поставить ее на ровный киль, они начали спасать тех, кто еще держался на воде. Через несколько минут ветер и волны отнесли шлюпку в сторону, и она скрылась из вида. Больше о ней и ее пассажирах ничего не известно, так же как и о еще двух шлюпках, спущенных вслед за ней. В 12:30 на помощь подошел двухтрубный лайнер Кармания. Капитан подвел свое огромное судно на 100 метров к горящему пароходу, сбросил на воду шесть шлюпок, несколько штормтрапов, приготовил спасательные круги. Капитан Кармании расчитывал, что часть людей будет спасаться вплавь и он сможет поднять их к себе на борт. Но с палубы горящего парохода прыгнуть в воду никто не рискнул — шторм усилился, высота волн достигала 10 метров, ветер срывал с них гребни. Кармания медленно кружила вокруг обреченного парохода, один раз она прошла за кормой Вольтурно всего в 15 метрах, но никто не отважился прыгнуть в штормовую воду.
В 16:00 положение дел на Вольтурно стало критическим. Пожар в носовых трюмах бушевал по прежнему, оба борта парохода светились вишневым цветом, судно было окутано белым дымом. В 5:30 утра эскадра спасателей пополнилась еще одним судном. Прибыл американский танкер Наррагансетт. Он пришел на помощь самым последним так как расстояние между судами было 230 миль, когда он принял сигнал бедствия. Капитан поставил танкер с подветренной стороны от борта Вольтурно и приказал откачать в море 30 тонн невоспламеняющегося смазочного масла. Не имевшего хода Вольтурно ветром отнесло в район огромного масляного пятна. Здесь у спасателей дела пошли успешнее. За три с половиной часа с Вольтурно сняли оставшихся людей.
Общими усилиями удалось спасти 523 человека, погибло же и пропало без вести свыше 100 человек.